Украина присоединилась к Программе умной энергетической Европы, подписав Договор энергетического содружества.
— Государство принимает на себя обязательство выполнять основные европейские директивы, которые регулируют функционирование энергетического сектора, — говорит руководитель энергетических программ центра " Номос" Михаил Гончар, 46 лет. — В первую очередь нужно адаптировать нашу законодательную и нормативно-правовую базу под европейские стандарты, чтобы интегрироваться в это энергетическое пространство. Балканские страны, например, потратили на это от трех до десяти лет.
Станет ли договор механизмом предупреждения газовых кризисов?
— Стопроцентных механизмов реагирования на газовые кризисы в Евросоюзе нет. Потому что они связаны не с функционированием энергорынка ЕС, а с действием внешних факторов — экспортера России и транзитера Украины. Поэтому этот транснациональный вопрос может быть решен лишь в трехстороннем формате.
Какие выводы сделали Украина и Европа из январского газового кризиса?
— Украина — никаких. В Евросоюзе поняли, что кризис возник не из-за недостатка газа, а из-за невозможности его доставки в те места, где он в дефиците. Поэтому с середины 2010-го в странах ЕС построят небольшие по мощности и длине газопроводы, которые дополнительно соединят газотранспортные системы, расширят сеть газохранилищ. Во-вторых, отработаны режимы работы газотранспортных систем стран Центральной Европы, Германии и Австрии, которые можно задействовать в течение нескольких часов в случае перебоев снабжения газа. Скажем, в Словакию газ пойдет реверсом из Германии через Чехию.
А если Россия окажется не в состоянии обеспечивать газом Европу? Что делать нам?
— Нам в первую очередь нужно развивать добычу энергоносителей. По европейским мерками, у нас достаточно залежей нефти и газа. Но на протяжении последних 20 лет мало развивали геологическую разведку. Практически держимся на уровне 1990-х: добываем 4 миллиона тонн нефти и 21 — газа. Во-вторых, следует взяться за энергосбережение. Польша имеет вдвое больший внутренний валовой продукт, а потребляет газа втрое меньше Украины. С Нового года стоимость российского газа будет 310 долларов для "Нефтегаза", а для предприятий достигнет 350 и выше. В Европе это посильная цена для производства, даже для химиков. Но отечественные владельцы хи мпрома не спешат уменьшать энергозатраты. За многие годы они привыкли забирать прибыли, а убытки переводить на государство.
Комментарии
1