Голосование на выборах в Верховную Раду в который раз доказало: украинская политика довольно непрогнозируемая. Без сенсаций не обошлось и в этот раз. Несколько политических сил получили неожиданные результаты. Почему так произошло?
В первую очередь неприятно удивила своих сторонников "Наша Украина".
— Я не спешил бы называть результат "Нашей Украины" провалом, — говорит директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев, 36 лет. — Не думаю, что в итоге между БЮТ и "Нашей Украиной" будет большой разрыв. Скорее всего – три–пять процентов. Конечно для "Нашей Украины" это поражение внутри "оранжевого" лагеря. Оно заставляет более тщательно думать о настроениях избирателей, поддерживающих "оранжевую" коалицию.
Успех Юлии Тимошенко политолог объясняет так: именно она смогла завоевать голоса тех, кто до последнего времени не мог определиться, за кого голосовать.
— Было известно, что "оранжевые" избиратели составляют от 34 до 38 процентов, — говорит Андрей Ермолаев. — Потому вопрос был лишь в том, кто из "оранжевых" сил сможет на последней фазе избирательной кампании убедить сомневающихся. Как видно, это удалось динамичной и успешной команде Юлии Тимошенко. Именно эти избиратели составили большую часть новых процентов БЮТ и обеспечили ей успех.
В то же время 56-летний Юрий Ключковский из "Нашей Украины" считает:
— Анализировать причины нужно будет значительно позже. А сегодня нужно думать, что делать дальше.
Результат провластного блока был вполне прогнозируемым, говорит Людмила Кириченко, 57 лет, из Партии регионов:
— Это реальная оценка года деятельности команды украинского президента. Но "Наша Украина" по крайней мере, прошла путь адаптации при власти. Поняла, что нужно вести политику только в интересах народа. А слишком большие амбиции Юлии Тимошенко будут мешать принятию взвешенных решений. Это негативно отразится на украинской экономике.
Спикерские амбиции Литвина стали очень призрачными
В тоже время результат блока Юлии Тимошенко стал одной из главных сенсаций воскресного вечера. Причина успеха – в последовательной позиции и отстаивании идеалов и интересов Майдана, говорит Андрей Шкиль, 43 года.
— Люди это прекрасно поняли. Правда, те "оранжевые" блоки и партии, которые не прошли в парламент, прибавили 3,5 процента партии Януковича, — комментирует он. — Нас удивил такой высокий уровень поддержки Партии регионов. Мы делали все, чтобы нарастить свой потенциал. В конце кампании мы опережали "регионы".
Шкиль считает, что рейтинг Партии регионов увеличила "Наша Украина" — создала ей образ серьезной политической силы. Это произошло благодаря подписанию сентябрьского меморандума, а также разговорам о возможной коалиции.
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин не появился вчера на запланированное ранее в парламенте серьезное мероприятие. Его блок был на грани преодоления трехпроцентного барьера. Даже если он в Верховную Раду и пройдет, спикерские амбиции Литвина уже стали слишком призрачными. Имидж миротворца очевидно не сработал.
— У него не было четкой структуры блока. Не было и нормальной команды, — говорит об этом председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний, 36 лет. — Кроме самого Литвина, народ так и не увидел ни одного яркого лидера.
Хотя один из лидеров Народного блока Литвина Олег Зарубинский, 42 года, замечает: о поражении можно будет говорить только после окончательного подсчета голосов. По крайней мере 70–80 процентов бюллетеней.
— Не думаю, что по 13 процентам обработанных бюллетеней можно судить о результатах. Один экзит-пол показал, что мы не проходим, но два других засвидетельствовали противоположное, — аргументирует он.
Кроме Литвина, на грани прохождения балансировала вчера "Народная оппозиция" Наталии Витренко. По социологическим данным, она набирает около трех процентов голосов. Как и Партия регионов и коммунисты, получила их преимущественно на антинатовских и пророссийских лозунгах.
Компартия в самом ужасном положении
— Блок Витренко — откровенно промосковский проект, — говорит Олесь Доний. — В отличие от Партии регионов, они использовали еще и антиукраинскую риторику. Лидер блока демонстрировала, что готова действовать больше в интересах Москвы, чем Киева. Избиратели отдали ей свои голоса, потому что в Украине довольно мало откровенно пророссийских сил. Кроме того, Наталия Витренко предлагала четкое изменение внешнего курса Украины. В отличие от Партии регионов, которая говорила о русском языке, но не отказывалась и от движения в Европу.
В самом ужасном положении, говорит политолог, находится сейчас Коммунистическая партия. На прошлых выборах коммунисты набрали более 20 процентов. Сегодня же фактически остались без избирателей.
— У компартии было два основных электоральных поля — левое и пророссийское, — объясняет Доний. — Избиратели левого направления в этот раз отдали свои голоса за соцпартию. А пророссийский электорат забрала Партия регионов.
По предвыборным опросам, балансировал на грани прохождения в Верховную Раду блок "Пора-ПРП". Но похоже, что расчет на привлекательность идеи обновления власти не сработал. Правда, вчера один из активистов "Поры" Вахтанг Кипиани, 35 лет, это отрицал:
— Пока ничего такого не случилось, — считает он. — Мы уверены, что в новом парламенте не будет больше ни Владимира Литвина, ни Леонида Кравчука. Кроме нас, никто из команды "оранжевых" на протяжении всей предвыборной кампании не предложил ни новых идей, ни новых персоналий.













Комментарии