До 1995 года французское законодательство не регулировало правила спонсорства политических партий. Начало этому положили несколько финансовых скандалов, рассказывает консультант по сбору средств французской партии "Cоюз за Народное Движение" (UMP) Тибо Мюзерг, 32 года.
— Сейчас законодательство хорошо структурировано, прозрачно, поэтому политика сложно подкупить, — говорит. — Партиям, например, запрещено брать деньги у юридических лиц. За нарушение этой нормы можно потерять на год государственное финансирование. У нас партия, которая на парламентских выборах выдвинула кандидатов по крайней мере в 50 округах и набрала хотя бы 1 процент голосов, получает от государства по 1,63 евро за голос на протяжении следующих пяти лет. Если партия показывает плохие результаты раз за разом, у нее возникают финансовые проблемы. Например, Коммунистическая партия в начале 1990-х имела много денег, но постепенно потеряла голоса и оказалась в кризисе.
Все данные о финансировании открыты. Партии обязаны публиковать финансовую отчетность.
Сколько составляет годовой бюджет UMP?
— Около 50 миллионов евро. Он наполняется из трех источников. Около половины средств дает государство. Четверть поступает от членов партии и избранных высокопоставленных должностных лиц. Например, президент республики перечисляет часть своей зарплаты на счет партии — это традиция французской политики. Еще 25 процентов — пожертвования частных лиц, скажем, в ответ на электронное письмо с просьбой финансовой поддержки. UMP имеет несколько десятков тысячи доноров, а на всю Францию их не больше 100 тысяч. Большинство пожертвований дают старшие люди, среди которых есть и беспартийные. Средняя сумма пожертвования — 55 евро. Максимальная — 7500 евро с человека.
Какой размер партийного членского взноса?
— Годовой платеж 25 евро с человека или 35 евро с семьи. Обычно к этому прибавляют еще пожертвование 10–15 евро на финансирование избирательных кампаний. Для безработных и молодежи взнос составляет 10–15 евро.
Каким образом деньги поступают партиям?
— Немного переводами с кредиток, немного наличностью, большая часть — в форме чеков. Это французская традиция. В США, например, переводы делают с кредитных карточек. В Венгрии наличность на счет партии кладут из отделений банков.
Как государство контролирует партии?
— Есть Национальная комиссия по отчетности кампаний и политического финансирования. В ней работают по большей части люди, которые раньше были в Государственном совете — высшем административном суде. Они не принадлежат к ни одной из партий.
После избирательной кампании комиссия высказывает замечания. Как правило, критикуют всех участников — например, на последних президентских выборах кандидатов Сеголен Руаяль и Николя Саркози за неразумно потраченные деньги. Руаяль критиковали в частности за то, что у нее много средств шло на макияж, который, вероятно, маскировал незадекларированные расходы.
Один макияж за 1000 евро?
— Приблизительно так. А Саркози критиковали за перерасход на поездки. С ним ездило много людей. Публикация таких фактов уже является большим рычагом влияния. Обычно раз разоблаченное нарушение не повторяют.
Следят ли граждане за решениями комиссии?
— Этот орган не принимает решений. Если видит нарушение, дело несут или в административный, или в конституционный суд. Сейчас рассматривают дело относительно главы региона Иль-де-Франс (территория вокруг Парижа, самая богатая во Франции. — "ГПУ"). Перед выборами он за счет местного совета провел свою "социальную" рекламу: показывал, как хорошо руководит. Выборы, наверно, признают недействительными. Нарушителя могут снять с должности или запретить ему баллотироваться на определенное время.
Политики боятся таких скандалов?
— В прошлом году министра труда Эрика Верта обвинили в том, что он встречался с одной из самых богатых персон Франции госпожой Бетанкур (владелица компании "Л'Ореаль". — "ГПУ"). Мол, уехал от нее с чемоданами, полными наличности для финансирования кампании Саркози. Доказательств не было — но одного обвинения было достаточно, чтобы сломать карьеру Верта.
Владелец частной газеты может продать партии колонку за 1 евро?
— Он не имеет права этого делать. Высший совет по вопросам аудиовизуальной сферы смотрит, имеют ли все партии равное время в электронных средствах информации. Например, за три дня до президентских выборов Саркози позволили говорить немного дольше на публичных дебатах, потому что Руаяль чаще появлялась на телевидении в предыдущие месяцы. Аналогичные органы контролируют газеты, журналы.
Шеф-редактор может написать большую статью о партии, которая ему нравится?
— Он может написать журналистскую колонку. Но есть разница между его мнением и позицией газеты. Поэтому это заметят. Государство устанавливает множество ограничений относительно рекламы партий. Например, они могут рекламироваться на телевидении только в специально выделенный бесплатный период. Из-за этого партии больше тратятся на организацию митингов, встреч с избирателями.
Как Украина может воспользоваться французским опытом?
— Ваша ситуация далека от катастрофической. У всех государств были такие же проблемы. Изменения в секторе финансирования партий произойдут тогда, когда избиратели поймут, что это в их интересах. Возможно, однажды те, кто дает миллионы на выборы, скажут себе: тратить столько денег на политику — неразумно, их можно потратить эффективнее.
Комментарии