Иногда, чтобы лишиться ущербности, нужно оглянуться — и успокоиться. Есть народы, чьи писатели стали лауреатами Нобеля. Мы им завидуем, вместо того, чтобы к ним присмотреться.
Вот киевское издательство "Грамота" издало книжку Леонида Шкляра и Анатолия Шпыталя "Под знаком Нобеля (Лауреаты Нобелевской премии по литературе 1901–2006)". В ней 103 статьи о нобели атах и библиография (какие из их произведений у нас переведены).
Это не лучшее в мире издание, да и не может оно быть таким, потому что как можно описать разных авторов по одной схеме? Но этого достаточно, чтобы понять: зарубежные художники — разные, как, кстати, и украинские. Поэтому о них стоит читать.
Убедитесь, что треть перечисленных имен — малоизвестные, хотя вы и интересуетесь литературой. Поэтому в этой книжке вы ищете, прежде всего, незнакомцев. И понимаете, что Нобелевская премия, как и наша Шевченковская, не безгрешна. Ее присуждают живые люди, которые подвластны влияниям моды или конъюнктуры. Такое бывало! В 1917 году "пролетел" Марсель Пруст, а премию получил Карл Геллеруп. Вы его знаете? В 1930 году лауреатом стал Синклер Льюис, а "пролетел" Федерико Гарсия Лорка! Понятно, что попал в просак Гитлер (книга "Майн кампф"). Но почему "пролетели" Толстой, Ибсен, Кафка, Брехт, Рильке, Конрад, Джойс?
Почему "пролетели" Толстой, Ибсен, Кафка, Брехт?
Мы — в гордой компании "пролетевших". Это не у украинцев нет Нобеля, это у Нобеля нас нет!
Уроженец Украины, нобелиат-литератор — гражданин Израиля Шмуэль Иосеф Агнон родом из Тернопольщины. Подавали на Франко, Винниченко, Осьмачку, Тычину, Бажана, Самчука, Стуса. Речь шла о Гончаре и Гаспринском (крымско-татарском классике). Вероятные кандидаты — Лина Костенко и Валерий Шевчук.
?Ежегодно Нобелевский комитет рассылает запросы академиям, известным мировым писателям и критикам: кого они считают достойным премии? Предложений — около 500. Всерьез рассматривают около ста — здесь важны тиражи книг и резонанс творчества писателя в мире.
Именно с тиражами и резонансом (и в мире, и в своей стране) у нас не все в порядке — даже если речь идет о уже имеющихся нобели атах. Вспомним хотя бы киевское издательство "Юниверс". В нем издана эпопея Марселя Пруста "В поисках утраченого времени", выходит серия "Нобелевские лауреаты" в украинских переводах. "Юниверс" арендовало комнату на Банковой. Его сотрудники шутили, что это украинское издательство, близко расположенное к украинской власти. Теперь — уже не близко расположенное: аренда обходилась дорого, и "Юниверс" переехало в пригородную Бучу. Резонанса на Банковой (или где-либо ещё) такое перемещение не вызывало. В конечном итоге, это правильно: Киев ничем не лучше от Бучи? А Нобеля мы еще получим!
Комментарии