Верховная Рада приняла бюджет на 2013 год. На содержание Администрации президента предусмотрено 302 млн грн, Верховной Рады — 876 млн, Кабмина — 274 млн. В этом году на финансирование органов власти потратили приблизительно столько же.
— В действительности на президента в этом году потратили больше, чем прописано в бюджете. По нашим расчетам, только на закупки для главы государства официально пошло около 600 миллионов бюджетных гривен, — объясняет 44-летний Алексей Шалайский, редактор сайта "Наши деньги", который отслеживает бюджетные расходы. — То есть в итоге президент получает из народной казны около 2 миллионов гривен на день. Когда общаешься с людьми, которые эти деньги тратят, они уверены, что все делают правильно. Вот, мол, покрытие для крыши — оно же нужно? Нужно. Дорога, чтобы Янукович по-человечески доехал на охоту? Нужна. Но на фоне обнищания страны это шокирует. Они даже не понимают, почему люди возмущаются.
Главная проблема распределения средств для власти — товары и услуги закупают дороже, чем это в действительности стоит, — продолжает эксперт. — Это стимулирует коррупцию на всех уравнях власти, которые касаются этих денег. Но нам говорят: "Ну, украли они. Но дорога есть, дом есть, беседка есть. Людям, которые распределяют эти средства, нужно же на что-то жить".
Реальные средства на свое содержание власть прячет в разных бюджетных строчках и статьях, объясняет Шалайский. То есть конечные суммы в разы больше, чем заявленные в статьях бюджета. Например, отдельным вопросом в бюджете 2012 года стояла элитная больница "Феофания". Она обслуживает все органы власти, но проходит по статье "Здравоохранение". На эту больницу пошло 200 млн грн. А строительство беседки в карпатской резиденции президента проходило по приказу министра жилищно-коммунального хозяйства.
— Следовательно, через распыленность финансирования органов власти по всему бюджету, подсчитать реальные суммы расходов на власть довольно сложно, — говорит Алексей Шалайский. — Это специально так делается. Чтобы рядовой человек не мог ткнуть власть носом в текст бюджета.
Сократить бюджет можно и нужно, ведь украинский президент имеет шесть-семь загородных резиденций, считает Шалайский. Другие главы государств обходятся одной-двумя.
— Главное, чтобы бюджет строился иначе, — говорит. — Люди должны сесть и сказать: мы имеем, например, 100 миллионов. Посоветуемся, что можем на них сделать, чтобы было дешево и качественно. И тогда они и строителей подешевле найдут, и открытые тендеры сделают. Остальное можно потратить на создание новых предприятий, чтобы заработала экономика. А у нас человек говорит — хочу вертолет. У кого он есть? У друга нашего есть. Купим. Так 95 процентов тендеров выигрывают приближенные к власти бизнесмены. Они получают деньги, нанимают третьи фирмы, которые все делают, а разницу забирают себе. Так на ремонтах и строительстве дорог в карманах оседает где-то половина денег. В других сферах — около 30 процентов. Сейчас вообще приняли закон, по которому тендеры для госпредприятий не нужны. Могут себе назначать такие суммы, какие сами хотят.
— Бюджет у нас жесткий, — говорит заместитель главы бюджетного комитета нардеп-"нунсовец" Павел Жебривский, 50 лет. — Но жесткий он для граждан, а не для власти, которая, например, продолжает вливать средства в своих любимчиков — силовые структуры.
Содержание органов власти можно было бы сократить на 20%, считает Жебривский.
— Власть должна начинать экономить с себя, — говорит. — Тогда и общество восприняло бы политику затягивания поясов. А высвобожденные средства направить на приоритеты, которые изменят структуру экономики — наукоемкое производство, энергосберегающие технологии, реформу коммунального хозяйства. Это даст толчок экономике. Иначе мы не вылезем из постоянного кризиса.
Комментарии
34