Ексклюзивы
вторник, 11 ноября 2008 14:02

Гаишникам будет тяжелее отказаться от взятки

Гаишникам будет тяжелее отказаться от взятки

В следующий понедельник для водителей начинается новая жизнь. Вступает в силу закон, который существенно увеличивает штрафы за нарушение правил дорожного движения и репрессивные возможности инспекторов ГАИ. Целью является навести порядок на автодорогах.

Там в настоящее время действительно царствуют анархия и хамство. Дороги стали опасными и для водителей, и для пешеходов. Гаишников никто не боится, наказывать нарушителей через суды неэффективно: суды не могут проработать огромное количество составленных автоинспекторами протоколов, да и штрафы мизерны. Ситуацию невозможно сравнить даже с той, которая была у нас лет десять тому назад. Ну а относительно цивилизованных европейских стран Украина - просто дикое поле.

Поэтому новые "драконовские" мероприятия являются стопроцентно правильными. Но понятно также, что параллельно с ростом штрафов увеличивается вес и так называемого человеческого фактора. Анекдотический образ коррумпированного, цепкого автоинспектора - это по-видимому первое, что рисуется в настоящий момент в воображении водителей.

Хотя в последние годы реальный гаишник несколько изменился к лучшему, стал вежливее. Не в последнюю очередь из-за того, что его фактически лишили возможностей брать взятки - точнее, водителям не было смысла их давать. Единственным наказанием за нарушение правил дорожного движения была пятиминутная задержка - приблизительно столько инспектор пишет протокол. Словом, выходит такой вот парадокс: автоинспекторы изменились к лучшему, а ситуация на дорогах - к худшему.

Но теперь появляется вопрос: отвыкло ли ГАИ от взяточничества настолько, чтобы это опять не стало для этой структуры массовым и привычным явлением? Средняя зарплата автоинспекторов - 3000 грн. на месяц. Грубо говоря, 100 -150 гривен за рабочий день. А если водителю по новым правилам будет светить штраф 300 грн да еще и запись в талон, большинство однозначно будет готово выложить те же 150 грн взятки. То есть, за 5-10 минут автоинспектор может получить сумму, эквивалентную его дневному заработку. По-видимому, удержаться будет трудно.

Раньше планировалось, что в следующем году средняя зарплата работников ГАИ вырастет до 3900 грн. Деньги для Украины приличные, хотя, опять же, вряд ли полностью лишают искушения. К тому же планы эти теперь под сомнением, ведь рост зарплат замораживают. Правда, министр внутренних дел Юрий Луценко заявил о намерениях перевести ГАИ на контрактную основу - логично, что и зарплату при этом увеличат. Однако какой-то конкретики пока еще нет.

В то же время для водителей возможность откупиться от автоинспектора будет оставаться одним из главных аргументов в интересах нарушений правил дорожного движения. И это искушение исчезнет лишь тогда, когда опять, как и в последние годы, не будет смысла давать деньги. Но уже по другой причине - инспектор их не возьмет, или хотя бы вероятность этого максимально уменьшится. Но для того нужно, чтобы гаишникам было что терять.

Поэтому появляется другой вопрос: контроль со стороны соответствующих органов и большая вероятность наказания взяточников. Причем это касается не только гаишников, но и водителей: ведь участие в коррупции принимают по меньшей мере двое. Один должен бояться брать, другой - давать.

Большой опасностью относительно коррупции являются не только значительные размеры новых штрафов, но и увеличения полномочий гаишника, относительно их определения. По крайней мере, раньше именно страх получить максимальное наказание во многом побуждал водителей давать взятки, да и был красивым инструментом для автоинспекторов подтолкнуть человека к этому. Как будет теперь, спрогнозировать трудно. По крайней мере, это то, что должно быть в центре внимания и самой милиции, и водительской общественности. Чрезвычайно важно, чтобы у людей были права и реальные возможности оспорить решение гаишника, а не решать вопрос с помощью взятки.

И все же наилучший для водителя способ оградиться от больших штрафов и возможного своеволия автоинспекторов - не нарушать правила. По крайней мере, не делать этого грубо и систематически, как в настоящий момент. В конечном итоге, все у нас говорят о движении в Европу, привлекательности тамошних стандартов жизни - вот украинцы за рулем могут начать пидерживаться их уже теперь. Культура вождения - это то, что очень ощутимо отличает нас от французов, поляков, немцев и остальных европейцев. А высокие штрафы станут очень весомым аргументом для ее совершенствования.

Сейчас вы читаете новость «Гаишникам будет тяжелее отказаться от взятки». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть