Среди многочисленных неприятностей, которые подстерегают кандидатов в президенты, есть и необходимость публиковать свои предвыборные программы. Дело в том, что сугубо теоретически их нужно выполнять, а за невыполнение должна наступать политическая ответственность. Но в Украине не было выполнено ни одной избирательной программы — ни парламентской, ни президентской. Впрочем, политическая смерть в результате этого не постигла ни одного политика.
Но для политически небезразличных граждан могут представлять интерес даже декларативные взгляды кандидатов. Следовательно, что предлагают политтехнологические кухни двух главных претендентов на булаву?
Юлия Тимошенко и Виктор Янукович верят. Именно так написано в их программах. Она: "Я верю в Украину". Он: "Верю в то, что народ Украины даст свою категорическую оценку всей оранжевой власти, этим бездарным (так в тексте!) политикам". Оба кандидата, которых дважды назначали главами правительства, гневно клеймят коррупцию. И, конечно, обещают ее преодолеть. Не первый раз обещают.
Тимошенко обещает, что суды станут независимыми от исполнительной власти, а депутатов будут закреплять за округами. Политтехнологам БЮТ не пришло в голову, что депутатов за округами закрепляет избиратель — то есть ситуация, когда сначала лицо становится депутатом, а затем его закрепляют за округом, — это бессмыслица.
Янукович обещает: "Обеспечу формирование на законодательном уровне и гарантирование ценовой стабильности и доступности для каждого человека". Он собирается защитить от ценовых колебаний пищевую и медицинскую антикризисные "корзины" — основную еду и медикаменты. Те, кого это обещание пугает, в случае его выполнения, возникновением дефицита соответствующих лекарств и продуктов, могут не волноваться — в полномочия президента введение таких мероприятий не входит.
Действующий премьер обещает увеличить часть заработной платы в структуре себестоимости продукции до уровня мировых стандартов. То, что такие "стандарты" кардинально отличаются в разных странах и по типам продукции, — это оставлено без внимания. Как и то, что в случае выполнения этого обещания наша продукция перестанет быть конкурентоспособной. Также она обещает и дальше возвращать вклады граждан в Сбербанке СССР. Хотя это не является компетенцией президента. Впрочем, было бы хорошо расширить перечень банков теми, которые обанкротились недавно.
Тимошенко обещает и дальше возвращать вклады граждан в Сбербанке СССР. Хотя это не является компетенцией президента
Экс-премьер: "Гарантирую ежемесячные социальные выплаты на каждого ребенка: с достижения им 3-летнего возраста и до 13 лет семья будет получать ежемесячно по 250 грн, а с 13 до 18 лет — по 500 грн". Надеемся, что это в придачу к разовой помощи, которую семьи должны получать согласно действующему законодательству.
Тимошенко собирается решать вопросы вступления в военные и другие альянсы исключительно на референдуме и будет вести Украину в Евросоюз.
Янукович видит нашу геостратегическую будущность в крепкой дружбе с Россией.
В целом, только провозглашенные кандидатами подходы к внешней политике пригодны для сравнительного анализа. Да и то — по акцентам и полутонам.
Кандидаты, ориентируясь каждый на то, что желал бы услышать базовый электорат, радуют его исключительно ожидаемыми лозунгами. При этом не забывают сделать реверанс и в сторону тех, кто исповедует противоположные взгляды. У Виктора Януковича здесь ситуация проще, чем у Юлии Тимошенко. Его избиратели в основном определились в своих предпочтениях. Премьеру же нужно приворожить большее количество людей, а потому сложнее сформулировать "всепогодную" программу.
Программы кандидатов, однако, не являются описанием политики, которую они намерены осуществлять. Эти тексты не политические, а политтехнологические: "чего, дорогие избиратели, изволите, то и услышите". Авторы-политтехнологи создавали их, опираясь не на знание состояния общества, реальных вызовов и угроз для Украины, а на свои рекламно-маркетинговые навыки и умения.
Подмена политики политтехнологиями сыграла злую шутку с кандидатами в президенты. Из настоящих лидеров мысли, которыми они когда-то были, политики превратились в "угодников", в такую себе психотерапевтическую обслугу. А места политиков настоящих остаются вакантными.

















Комментарии
7