Декан факультета социальных наук и социальных технологий Киево-Могилянской академии, филолог Сергей Квит, 40 лет, говорит о популяризации украинской культуры и языка, массовом чтиве и считает, что СМИ должны быть коммерческими.
Вы согласны, что сейчас нет моды на украинское?
— Не совсем. Оранжевая революция благоприятствовала этой моде. Это была именно украинская революция, она проходила на украинском языке. Ее могли сделать только мы и только здесь. Революции предшествовала большая работа не только украинских политиков, но и писателей, художников и всех, кто отстаивал украинскую идею.
Что может изменить положение украинского языка, литературы, кинематографа?
— Чтобы изменилась языковая ситуация, недостаточно официозных мероприятий. Государство должно вкладывать деньги в поддержку украинского языка, а также наказывать за невыполнение языкового законодательства. Люди, не владеющие украинским, не имеют права занимать государственные должности. Нужно предоставить необходимые льготы не только издательствам, но и системе книгораспространения. Это основное звено, которое часто выпадает из внимания. Книжным магазинам должно быть выгодно заказывать украинскую книжку.
Писатели не могут вечно писать в ящик
Могут ли украинские писатели обеспечить народ качественным чтивом? И нужна ли нам массовая литература?
— Конечно, чтиво тоже нужно. Хотя мы также абсолютно не заботимся о том, что я назвал бы настоящей литературой. Должен быть представлен полный спектр. Литература не может быть делом узкого круга интеллигенции. Но издавать книжки в Украине слишком дорого. Писателей, пишущих на украинском, почти не печатают. А они не могут вечно писать в ящик.
Какова роль средств массовой информации в популяризации украинской культуры, языка?
— Главная. Украинских книжек или прессы просто нет. И это, кстати, нарушение моих прав как гражданина. Я не понимаю, почему наша пресса сплошь русскоязычна. Хотя многие журналисты в этих изданиях разговаривают на изысканном украинском. Это абсурд, что украиноязычные издания не будут покупать. Пока еще нечего покупать. Относительно телевидения, то, например, "1 1" с самого начала строит свой бизнес на украинском языке и является одной из самых влиятельных компаний.
Проблема в другом. У нас многие люди получают информацию из российских телеканалов, ведущих целеустремленные информационные войны против Украины. А свобода слова в России находится на уровне Северной Кореи. Украинцы же должны получать и сравнивать информацию из разных источников. И, прежде всего, с западных, производящихся по нормальным профессиональным стандартам.
Однако русский знают все, а английский — немногие...
— Это объективный фактор. Но мы не должны сидеть, сложа руки. Можно делать общие проекты — и газетных, и электронных медиа. Когда будет нормальная конкуренция, тогда и наши медиа будут качественнее. Постепенно они перестанут быть источником манипуляций общественным мнением и станут цивилизованным бизнесом. Владельцы будут зарабатывать деньги на качестве информации.
Программа на "Интере" не выдерживает никакой критики
Если люди не против читать по-украински, откуда же засилие русского языка в прессе и на телевидении?
— Дело в инерции мышления и культурном маргинале их владельцев. Это люди советского воспитания, которые вообще не связывают себя с украинской культурой. Они здесь как будто случайно очутились. Мы помним, как Кучма со своим окружением любил концерты Яна Табачника. Это хронические проблемы со вкусом.
Почему на нашем телевидении нет качественных исторических передач об украинской истории?
— Наша история - трагическая, но при этом и очень интересная, героическая. Можно было бы начинать прекрасные бизнес-проекты, но этим никто не занимается. Программа на "Интере" не выдерживает никакой критики, она просто исторически неграмотная. Нужно вложить деньги, обратиться к историкам, которые предоставили бы качественный сценарий. Также следует создать нормальное законодательство о меценатстве. Чтобы люди, которые хотят поддержать культуру, получали заслуженные честь и хвалу, а не проблемы с налоговой службой.
Комментарии