Закон "О государственном земельном кадастре" подписал президент Виктор Янукович.
Земельный кадастр будет выглядеть как электронная карта, содержащая данные о земельных участках, заповедниках и заказниках, линиях электропередач, полезных ископаемых, трубопроводах. На эту карту потом будут накладывать другие слои - карты плодородия почв, загрязнения тяжелыми металлами и т.д. Эти данные будут доступны органам государственной власти. Гражданин сможет узнать через интернет только о меже земельных участков, об их целевом назначении, ограничении на использование, виде права на участок.
- Закон определяет, кто будет вести земельный кадастр, - разъясняет положения документа президент Земельного союза Андрей Кошиль, 39 лет. - Сейчас регистрацию прав на земельные участки осуществляют районные управления Госземагентства, а обработку информации - Центр государственного земельного кадастра. С 1 января 2012-го учетом земельных участков займутся районные управления Госземагентства. Реестр прав собственности будет вести Министерство юстиции. А Центр государственного земельного кадастра - обслуживать компьютеры, геодезическую технику, линии связи, автомобили.
Сколько времени уйдет на упорядочивание информации в земельном кадастре?
- Кадастр уже существует. Есть электронная база, технические средства ее ведения, около 3,5 тысячи человек работают в Центре государственного земельного кадастра. Однако в базу внесено менее половины земельных участков. Поэтому нужно внести в него информацию обо всех объектах. Думаю, через год-два кадастр нормируют. Информация с него будет доступна пользователям интернета.
Любой сможет распечатать информацию о своем участке?
- Да, но не самостоятельно. Это будут делать посредники - государственные кадастровые регистраторы, нотариусы, сотрудники органов юстиции. Единственное ограничение - закроют доступ к персональным данным владельцев.
Закон о земельном кадастре ускорит процедуру оформления прав собственности?
- Внесение в кадастр информации о правах собственности будет происходить в течение 14 рабочих дней. Делать это будут при оформлении сделок. Это очень существенно, так как пока что оформлять могут годами. Сейчас владельцы государственных актов должны обратиться в территориальные управления земельных ресурсов, чтобы получить кадастровый номер на свой участок. Без этого он не будет внесен в электронную систему и у него может появиться другой владелец.
Людям придется переоформлять документы о праве собственности на землю?
- Уже выданные документы на земельные участки - акты на право собственности, на постоянное пользование, договоры аренды - не утратят законной силы. С 2013 года людям будут выдавать выписки из кадастра - нечто вроде выписок из банковского счета. Как и в банке, операции будут осуществлять без подтверждающего бумажного документа - акта на право собственности. Лицо, ведущее электронный реестр, будет видеть наличие земельного участка у определенного человека. Так что оснований для тревоги нет. Бумажную форму актов на землю отменят с 1 января 2013-го.
Информацию будут предоставлять бесплатно?
- За выписки из земельного кадастра, как и из любых других государственных реестров, например, недвижимости, нужно будет платить. Размер платежа должен утвердить Кабмин. Сумма не будет большой.
Власти заявляют об открытии земельного рынка. Закон о кадастре поспособствует тому?
- Этот закон напрямую не регулирует функционирование земельного рынка. Он должен повысить гарантии права на владение землей. Если владелец захочет продать свою землю, достаточно будет выписки из кадастра. Нотариус, имея доступ к электронной системе кадастра, проверит, не заложен ли этот участок. Информация о продаже сразу вносится в систему. Выписка из кадастра также является основанием для установления права собственности в судебных спорах за межу.
Комментарии
4