Перед залом выставки фотохудожника Бориса Михайлова в Музее современного искусства табличка-предупреждение: "Некоторые образы могут создавать отрицательное впечатление". Так оно и есть.
Борис Михайлов сфотографировал харьковских бомжей 1997-1998 лет. На больших цветных фотографиях прыщавый зад упитанной женщины без трусов. Алкоголического вида престарелая женщина в трусах, но без лифчика. Мужчина обнимает женщину без нижнего белья, у обоих синяки под глазами, красные лоснящиеся носы. Двое беспризорных детей-наркоманов, дед в морском кителе, фуражке, с топором. Жалостливая имитация библейской сцены "Снятие распятого Иисуса Христа с креста". Все мужчины на фото более или менее одеты.
В комментарии к выставке написано: "Родившийся в Украине Борис Михайлов более 30 лет своего творчества посвятил исследованию отношений между личностью и политической идеологией".
Я дважды медленно обошла зал. Связи между голозадой харьковской бомжихой и постсоветским обществом конца 1990-х не заметила. Нет, бомжи тогда были не только в Харькове. Фотографии Михайлова не создают впечатления реальности. Так как что этот голый отталкивающий зад может означать в политическом смысле? Оппозицию власти? "Я против серпа и молота", "Прочь коммунистов", "У нас была большая эпоха"? Не верю, что харьковские бомжи собираются, кое-кто из них снимает нижнее белье и в таком виде говорит о политике и мероприятиях по укреплению страны.
Слышу за спиной российско-украинский говор. Озираюсь на компанию своих соотечественников.
- Вам нравится? - спрашиваю важного мужчину в стильных очках.
- Мне кажется, что Михайлов заплатил бомжам за вот такое позирование, - пожимает он плечами. - Ну какой бомж так картинно склонит голову на пенек и грустно будет улыбаться в камеру, пока фотограф поймает момент? Это не бомж, а актер какой-то.
По залу сновали толпы туристов. Наверное, сообщения об "отрицательном впечатлении" подогрели интерес к выставке. Люди любят "жареные" новости. Для многих иностранцев фото бомжа с татуировкой Ленина на груди - экзотика, очередное напоминание о малопонятной стране СССР, которая когда-то и пугала, и привлекала.
Комментарии