Экономист Борис Кушнирук, 43 года, считает, что Международный валютный фонд провоцирует продолжение бездарной политики украинского правительства.
Каким может быть дефицит госбюджета на конец года?
— 30–40 миллиардов гривен. Речь идет не только о дефиците бюджета, но и о существенном дефиците Пенсионного фонда. Это практически бюджетное учреждение, поэтому у Кабмина не будет другого выхода, как перечислять туда средства. А это опять же будет увеличивать дефицит бюджета.
В самом дефиците ничего страшного нет. Проблема в том, куда идут деньги. Сегодня бюджет превратился в кассу по выплате зарплат и пенсий. Другие расходы практически не финансируют. Разве что затыкают дыры: например, дотируют разницу цен по газу и отоплению. А в реальную экономику деньги почти не идут.
Между тем бюджет должен быть не только кассой, но и инструментом развития экономики. Потому направление его дефицита на потребление опасно. Потому что это покрывается за счет печатания денег. Вон в июне инфляция опять начала расти.
Какая ситуация с наполнением бюджета?
— Имеем существенное — на 50 процентов — падения импорта. Поэтому соответственно снизились таможенные сборы. А вот внутренние выросли. В частности, акцизы на алкоголь, папиросы, нефтепродукты. Ухудшается ситуация с налогом на добавленную стоимость и с налогом на прибыль. Все большим источником пополнения бюджета становятся займы. Внутренние — за счет печатания новых денег, или внешние — кредиты от Международного валютного фонда. Он, вопреки своей практике, начал кредитовать дефицит украинского бюджета. Этим МВФ фактически провоцирует продолжение бездарной политики правительства. Это не побуждает к реформам. Ни в одной сфере экономики их нет. Есть только постоянная демагогия о "врагах", которые мешают Юлии Владимировне работать.
Президент Виктор Ющенко говорит, что наперед собранно 15 миллиардов гривен налогов.
— Переплата по налогам — очень опасная тенденция. Это как кредит, который будут отдавать граждане за счет ухудшения своей жизни. Потому что завтра в стране не будет денег на его улучшение.
Какими могут быть на конец года инфляция и курс доллара?
— Такие прогнозы можно давать в стране, где прогнозируемая политика. А когда очень трудно найти в действиях правительства предел нелепости, то лучше прогнозов не делать.
У Нацбанка есть резервы, чтобы обеспечить курс доллара на конец года на уровне 8,5 — 9 гривен. Но при желании кое-кого заработать он может быть и 10, и 12, и 15. И в правительстве, и в НБУ работают люди, которые живут сегодняшним днем. А что будет завтра со страной — для них неважно.
Единственное, что можно сказать — инфляция и курс доллара будут расти. В классической экономике при кризисе инфляция падает, потому что снижается спрос на товары и услуги. А у нас начинается очень опасный процесс сочетания инфляции со стагнацией производства. И Кабмин начинает активно использовать печатный станок для решения своих проблем. В экономику вбрасываются деньги, а новая продукция не появляется.
Инфляция и курс доллара будут расти
Как может повлиять на экономику начало президентской кампании осенью?
— С одной стороны, избирательная кампания предполагает, что олигархи начинают вытягивать деньги из-за границы и вкладывать в выборы. Но эти выборы будут значительно дешевле, потому что средств маловато. В то же время это не исключает и внешнего фактора, прежде всего российского. Кремль на президентских выборах активно будет поддерживать Тимошенко.
Те деньги, которые Украина недозаработала на транзите российского газа и потеряла на завышенных ценах на газ, должны где-то появиться. Из-за кабальных газовых соглашений мы теряем несколько миллиардов долларов в год. Я убежден, что за этим стоит личная договоренность Тимошенко с Путиным. Грубо говоря, предусмотрена взятка на избирательную кампанию Юлии Владимировны. Потому количество долларов в стране увеличится, и это даже будет способствовать улучшению экономической ситуации.
Что можно сказать об антикризисных действиях правительства?
— Неспособность правительства что-то сделать с кризисом — абсолютный факт. Большинство отраслей экономики приближаются к параличу. Это касается в первую очередь топливно-энергетического комплекса. Проблемы не только у "Нефтегаза" — в угольной отрасли и теплоэнергетике ситуация становится все более неконтролируемой.
Премьер, пытаясь выполнить свои обязательства перед Путиным, принуждает и "Нефтегаз", и предприятия ТЭК набирать кредиты. И они все больше влезают в долговую бездну и в любой момент могут просто прекратить работать.
Рост кредитной активности, которым хвастается Нацбанк, происходит за счет того, что все деньги идут в ТЭК на оплату долгов. Таким образом из банковской системы изымаются деньги, но это не дает возможности развиваться экономике.
Почему Тимошенко постоянно сопротивляется пересмотру бюджетных показателей?
— Во-первых, не хочет признавать бюджет нереальным. Потому что это было бы признанием своей ошибки. Этим воспользуются политические оппоненты, которые будут заявлять, что они об этом говорили еще при утверждении бюджета. Это будет играть против нее в избирательной кампании. Об экономике же никто не думает — важнее избирательные рейтинги.
Во-вторых, нереальный бюджет — огромный источник для финансовых злоупотреблений и коррупции. Ведь денег на всех не хватает, поэтому можно требовать взятки у тех, кому нужно финансирование. Загнанный в долги по самые уши "Нефтегаз" — наглядный пример.
В-третьих, постоянное затягивание бюджетного процесса дает возможность переводить управление страной в "ручной режим". Тогда можно не проводить тендеров, а единолично выбирать исполнителей работ.
Таким образом за бюджетной демагогией происходит процесс личного обогащения большого количества высокопоставленных чиновников. Кризис им в этом только на руку, потому что дает больше возможностей манипулировать общественным мнением и получать деньги.
Так когда же тогда у нас наступит пик кризиса и каким он будет?
— Сценарий развития экономики постоянно изменяется. На него могут повлиять и природные катаклизмы, которые откорректируют цены на сырье, и теракты, и политические события.
Новый пик кризиса будет осенью, потому что есть огромная задолженность предприятий. Они набрали кредитов, когда экономика росла, а теперь не могут их отдать. Потому что спрос и инвестиции безумно упали.
В определенный момент наступит кризис ликвидности, оборотных средств не станет, и предприятия будут объявлять себя банкротами. Это спровоцирует новую волну паралича банковской системы. У банков пока деньги есть. Но они их никому не могут дать, потому что не знают, что будет завтра.
Нужны совсем другие лица в правительстве, которые понимали бы, что нужно делать. Нужна новая система механизмов регуляции страны. Следует изменять бюджет — не просто сокращать те или иные статьи расходов, а изменять его идеологию. Вон рекапитализация банков ничего не дала, хотя потратили огромные деньги. Их нужно было направить в реальные секторы. Нужно изменять систему финансирования экономики — она сама по себе из ямы не выберется. Только эффективными действиями правительства можно ее вытянуть. Но нынешний Кабмин только углубляет эту яму.
Комментарии