Два года коалиция из 11-ти региональных общественных организаций проводит мониторинг поступления в государственные вузы. Координатор проекта "Общественное наблюдение за вступительной кампанией 2009 года" Алла Волошина, 36 лет считает, что сертификат внешнего независимого оценивания (ВНО) делает невозможной коррупцию.
Достаточно были ли поинформированы абитуриенты во время кампании?
— В этом году лучше, чем в прошлом. 97,6 процента опрошенных поступающих уверены, что они знают о поступлении все и могут спланировать свои последующие действия. Анкетирование состоялось благодаря активности общественных организаций, средств массовой информации и введению Министерством образования информационно-поисковой системы "Конкурс". Каждый абитуриент по личному коду мог получить сведения о рейтинге поступающих, которые подали заявления на определенную специальность.
К лучшему информированию абитуриентов побуждала и все большая конкуренция между вузами. Учебные заведения заинтересованы как можно оперативнее сообщать поступающим, чтобы повысить имидж.
Как повлияла на коррупцию в вузах новая система зачисления по результатам тестирования?
— 98,7 процента абитуриентов отмечают, что уровень взяточничества значительно уменьшился или оно совсем исчезло. Это свидетельствует о росте доверия к вступительной кампании. Но можем говорить об уменьшении коррупции только при поступлении, а не уничтожение взяточничества в высшей школе в целом.
Процент абитуриентов, которые при поступлении воспользовались результатами тестирования, увеличился сравнительно с прошлым годом с 94,6 до 99,0. Следовательно, предложен механизм поступления воспринимается как единственный путь к получению высшего образования.
Какие типичные нарушения обнаружены во время вступительной кампании?
— Остаются неурегулированными некоторые вопросы. Для учебы на бакалавра необходимо подать документ о среднем образовании или о полученном образовательно-квалификационном уровне. Абитуриент выбрал второе. Но у него в дипломе нет оценок по математике и географии, поэтому его документы могут не принять.
После решения приемной комиссии о рекомендации к зачислению в течение пяти дней нужно принести оригиналы документов. Если поступающий этого не сделал, то он теряет возможность учиться на госзаказе.
Фактически все бюджетные места были отданы льготникам.
— Проблема в том, что они подают документы в самые престижные вузы, на самые престижные специальности. Хотя у них значительно ниже уровень знаний. Поэтому общество подвергается опасности получить плохих специалистов.
Говорят, прошлогодних льготников отчислили из киевских вузов уже после первого
семестра, потому что они не "тянут".
— Да, не "тянут". Но вузам нелегко от них избавиться. Льготников защищает закон.
Стоит ли отменить все льготы, как в Европе?
— Льготные категории определяют Верховная Рада, президент, Кабмин. Перечень во многих случаях обусловлен больше политическими решениями, чем логикой. По мнению общественных наблюдателей, помощь государства абитуриентам, которые попали в кризисные обстоятельства, являются неэффективным расходованием государственных средств. Вуз не должен подменять деятельность социальных служб. Возможно, следует ввести для льготников-абитуриентов квоты.
Также можно пересмотреть советскую льготу для вступників-"целевиков". Эти абитуриенты с "направлением". Но впоследствии молодого специалиста невозможно заставить вернуться на работу в учреждение, откуда получено направление.
Говорят, коррупция из вузов переместилась в медзаведения, выдающие справки об инвалидности?
— Абсолютная правда. В этом году в Киево-Могилянской академии сказали, что будут проверять все справки, и 70 процентов льготников забрали свои документы.
Как быть человеку, который закончил школу 10–15 лет назад и хочет получить высшее образование?
— Должен взять в рукам книжки и готовиться. А на время тестирования пойти в отпуск. Диплом о высшем образовании — это же не бумажка для продвижения по службе, а показатель квалификации.
Комментарии