Ексклюзивы
среда, 19 сентября 2007 14:03

"Больше 400 долларов за роман издательства не платят"

  Тарас Федюк: ”Шевченковскую премию лоббируют все, кто может”
Тарас Федюк: ”Шевченковскую премию лоббируют все, кто может”

Лауреат Шевченковской премии поэт Тарас Федюк, 52 года, возглавляет Ассоциацию украинских писателей. Он считает, что время больших творческих союзов прошло, а современная украинская литература склоняется в сторону массовой культуры.

 

Насколько успешно прошел очередной форум книгоиздателей во Львове?

— Он является отражением состояния не только книгоиздательства, но и книжной торговли и украинского литературного процесса. С каждым годом форум растет. В этот раз было представлено свыше четырехсот издательств. Но о каких-то кардинальных изменениях в отечественном книгоиздании вряд ли можно говорить. Потому что в действительности более-менее мощных издательств — десяток-полтора. Остальные печатают книги за средства спонсоров и авторов.

В сфере книгораспространения ситуация тоже не изменилась. В начале девяностых годов катастрофически уменьшилось количество книжных магазинов. Они практически исчезли из райцентров, не говоря уже о селах. В настоящее время мощнейшие издательства работают с полутора сотнями книжных магазинов. А еще двадцать лет тому назад только в Киеве их было девяносто, а в Украине — тысячи.

Потому на такие форумы издательства приезжают в основном торговать книжками. Это для них возможность за короткий срок наторговать приличные деньги.

Хотелось бы, чтобы разделялись книжная торговля и собственно форум издателей. На нем должны были бы подписываться контракты, покупаться авторские права, заключаться соглашения с авторами, представляться достижения полиграфии. Чтобы это приобрело признаки европейских книгофорумов.

На форуме не определили лучшую книгу. Нет достойной?

— Такие вещи достаточно субъективны. Это не значит, что у нас нет достойных произведений. За очень большое количество книг читатель голосовал гривнами. На авто-граф-сессиях Оксаны Забужко, Марии Матиос, Ирен Роздобудько, Ларисы Денисенко были очереди. Издатели говорили, что в этом году продали вдвое больше книжек, чем в прошлом.

Какие изменения в настоящее время происходят в нашей литературе?

— Она постепенно, но уверенно склоняется в сторону масскульта. Этому способствуют издатели, которые заинтересованы в массовой книге. Авторы тоже откликнулись на спрос рынка. Если последние двести лет украинская литература была серьезной, ответственной, проблемной, нациотворческой, то теперь маятник качнулся в сторону беллетристики. Этот процесс объективен. Думаю, что маятник остановится в каком-то среднем положении и состоится структуризация литературы. Потому что в советские времена практически не было таких сегментов, как детектив, женский роман, фентези, научная фантастика... В настоящее время они заполняются, а дальше уже выбор читателя.

Можно ли сегодня писателю прожить на гонорары?

— Практически нет, как и во всем мире. В Соединенных Штатах только единицы таких, которые могут жить тем, что пишут. Желание литератора жить писательством сразу приводит его в состояние массовой литературы. Только там он может заработать деньги. Однако не за книги, потому что у нас больше чем триста–четыреста долларов за роман издательства не платят. Но покупаются права на сценарии, переводы, переиздания. Предоставляются гранты на выезд за границу.

В этом году продали вдвое больше книжек, чем в прошлом

Недаром практически все поэты, которых я знаю, стали прозаиками: Оксана Забужко, Юрий Андрухович, Мария Матиос, Сергей Жадан... А обратной дороги к поэзии от прозы практически нет.

Вы не собираетесь перейти к прозе?

— Нет! Если и перейду на что-то, то только на мемуары.

Когда-то в юности написал две-три новеллы, отослал Василию Земляку. Он прислал открытку с пожеланием писать прозу. Но я вовремя опомнился и не жалею. Потому что если жить литературой — будет серьезная творческая несвобода. Должен считаться со своей популярностью, заниматься самопиаром, мелькать в газетах, на телевидении. И считаться с вкусами читателей. А я хочу, чтобы читатель считался со мной, а не я с ним.

Долго ли нужно стоять в очереди, чтобы получить Шевченковскую премию?

— Василий Герасимьюк и Игорь Рымарук получили с третьего раза, я — тоже. А николаевский поэт Дмитрий Кремень — с первого. Маричка Матиос — со второго. Кичинский из Херсона — с пятого. Кто-то уже десятый раз номинируется. Конечно, в известной степени такая консервативность Шевченковского комитета авторов раздражает. Но нужно помнить, что в комитете в основном люди старшего поколения. Даже пятидесятилетних литераторов они считают молодыми. Есть у них собственные эстетические взгляды, личные отношения. Есть и попытка повлиять на комитет через высокие государственные институции. Шевченковскую премию лоббируют все, кто может.

Может ли украинский писатель получить Нобелевскую премию?

— Лишь тогда, когда Украина экономическими и культурными составляющими войдет в мировое сообщество. То есть когда не наши писатели будут ездить по заграницам и организовывать переводы самих себя, будут поить кофе европейских славистов. А когда переводчики приедут к нам.

Мы интересны миру самобытностью, на которой должна быть выстроена наша европейскость. Возьмите феномен латиноамериканской литературы. Читаем о каких-то партизанах, но человеческие отношения, переживание — месть, ревность, измена, любовь — понятны всем. Вот такой должна была бы быть и наша проза.

Наши писательские организации — Национальный союз писателей и Ассоциация украинских писателей — влияют на литературный процесс?

— Никак. Время больших творческих союзов прошло. Объединения нужны молодым литераторам, а для зрелого писателя есть издатель и читатель. Даже наша ассоциация — более гибкая и демократическая — и то в каком-то полулетаргическом сне. А о Национальном союзе писателей и говорить нечего. Такие большие объединения разных по эстетике, вкусам, взглядам писателей неестественны. Раньше союз был нужен для того, чтобы дать писателю квартиру, путевку в дом творчества, организовать платные выступления, чаще издаваться и так далее — включительно с захоронением на Байковом кладбище за счет литфонда. Теперь этого всего нет. На чем же тогда эти союзы держатся? На остатках имущества, которое им досталось, и на каких-то призрачных надеждах на будущее.

Сейчас вы читаете новость «"Больше 400 долларов за роман издательства не платят"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть