Факты свидетельствуют, что в 2010-м возросло количество репрессий задержанных. Также все больше людей умирают в следственных изоляторах. Об этом говорят и правозащитники, и генеральный прокурор. В связи с этим Европейский суд принял ряд решений. За общими цифрами и практикой мы видим, что суды в сущности "сложили лапки" и просто штампуют любую просьбу о задержании. Это отражается на состоянии общества, правовой системы.
Когда принимали Конституцию, политические силы не смогли выйти на формулу нового порядка ареста задержанных. Это ключевое решение мучили-мучили и отложили на пять лет. По форме мы вроде бы перешли на новый европейский порядок задержания. А в сущности — старая система просто изменила внешние признаки. Общество не почувствовало этих изменений. Люди не чувствуют надлежащей защиты, когда появляется вопрос задержания или взятия под стражу. Об этом говорит и уполномоченный по правам человека, и адвокаты.
В действительности есть три причины ограничения свободы лица на досудебных стадиях.
Во-первых, если явные действия указывают на то, что лицо хочет спрятаться от следствия. Во-вторых, если оно в силу совершенного преступления представляет реальную угрозу обществу. В-третьих, если совершает конкретные действия относительно фальсификации доказательств, подговаривает свидетелей, препятствует установлению истины. Все другие причины являются надуманными. Если нет ни одного из этих трех оснований, взятие под стражу незаконно.
Почему стражи порядка ежедневно нарушают эти нормы? Потому что они не видят организованного сопротивления. Адвокат может действовать лишь юридическим способом: начинает обжаловать, идет на компромиссы. Но он один не может противодействовать всей системе.
Проблему решить не так сложно. Как только адвокатам обеспечат немедленный доступ к задержанному, что прямо предусматривает Конституция, исчезнет возможность фальсифицировать доказательства, выбивать "признание", перевозить и прятать задержанного по Украине, чтобы не знали, где он находится.
В адвокатской среде должна быть создана инфраструктура поддержки адвоката. Нужно завязать в единую систему адвокатские объединения и офисы. Когда защитник идет к задержанному, в системе об этом делают соответствующую отметку. Тогда каждый адвокат будет понимать, что он не сам и что ему не оденут наручники в милиции.
Каждое подразделение, уполномоченное задерживать, должно определить лицо, которое своей должностью будет отвечать за процедуру задержания. Или это заместитель руководителя, или начальник определенного департамента. Этот человек должен иметь прямой телефон в каждом подразделении, уполномоченном задерживать. Соответственно, как только кто-то посягнет на право на свободу и личную неприкосновенность, общество сможет говорить: "Уважаемый, уходите с должности за прямое нарушение Конституции".
Если включить эти механизмы, можно реально изменить ситуацию. Адвокату не придется слышать, когда он стучит в дверь милиции, что "сегодня суббота, пятница, конец дня, а мы ничего не слышали".














Комментарии
2