В ночь на 16 июля военные в Турции осуществили попытку военного переворота. В пятницу ночью объявили, что захватили власть. Объяснили: хотят защитить демократию в стране. Требовали новой конституции, разделения религии и политики.
Мост через Босфор в Стамбуле перекрыли, танки заехали в аэропорт. Захватили помещение государственной телекомпании. Здание парламента в Анкаре обстреляли из танков. Из вертолетов атаковали помещение национальной разведки. Взяли в заложники главу генерального штаба Хулуси Акара.
Через полчаса после заявлений военных в телеэфир вышел президент 62-летний Реджеп Тайип Эрдоган. Он отдыхал в гостинице в Мармарисе. Объявил, что остается у власти, и призвал сторонников выйти на улицы.
— Мы с этим справимся, — сказал в конце выступления.
Социальные сети заблокировали.
Министр юстиции Турции заявил, что за мятежом стоит проповедник Фетхулла Гюлен. Он выехал на лечение в США в 1999-ом. В 2013-ом жестко выступил против разгона протестующих. Всех, кто поддержал его позицию, судили. Гюлен отрицает причастность к действиям военным.
— Где-то в семь вечера брат из Стамбула перезвонил, что мост перекрыли, — рассказывает преподаватель 56-летний Мустафа Кавач из Анкары. — Над столицей уже летали вертолеты. Жена подумала, что произошел теракт. Через час выступил премьер-министр. Говорил, что небольшая группа военных хочет осуществить переворот. Я сразу решил выступить против. Вышел на улицу. Полицейские с кем-то дрались. Был полный хаос. Около банкоматов — очереди. В магазинах все хватают. Соседи рванули на заправку. Людей было немного, но из-за суматохи казалось, что творится что-то страшное. Возле университета окружили трех военных. Отобрали у них оружие. Люди готовы были убить их. А они оказались пропрезидентскими. Шли к зданию телекомпании. Эрдоган, конечно, не святой. Но военная диктатура ничем не лучше. К тому же лидеры этого восстания очень сомнительны.
В перестрелках между военными и полицией погибли 290 людей. Из них 47 — гражданские. Ранены больше 2 тыс. людей.
В 7:00 в субботу военные, блокировавшие мост через Босфор, сдались полиции.
За первые сутки после мятежа арестовали более 6 тыс. судей и военных. Судей обвиняют в том, что не рассматривали тщательно дела военных предателей. Из-за этого росла сеть мятежников. Эрдоган заявил, что будет требовать возвращения смертного наказания.
Комментарии