В катакомбах капуцинов в итальянском городе Палермо хранят 8 тыс. скелетов, мумий и забальзамированных тел. Они лежат в нишах и висят на стенах, прицепленные за прутья.
— Это не музей, а сплошной могильник, — говорит 34-летняя Саманта Оливер из Милана. Она приехала на экскурсию. - Кажется, что смерть постоянно дышит тебе в спину. Запах от трупов не слышен. Некоторые посетители фотографируются, обняв скелеты. Я же боялась к ним притронуться.
Выставка расположена в разветвленных подземных ходах. Их создали монахи Ордена капуцинов в конце ХVI в. Тогда выяснили, что воздух катакомб содержит компоненты, которые способны мумифицировать тела умерших.
— С тех пор на протяжении нескольких столетий это место считали наиболее престижным для погребения, — рассказывает работник музея Альберт Лоремано, 51 год. - Здесь хоронили местную элиту, духовенство и аристократию. Кое-кто даже при жизни приходил сюда, чтобы выбрать нишу для погребения. Лучшие места отдавали благотворителям, жертвовавшим большие деньги на строительство храмов.
Помещение поделили на коридоры: для мужчин, женщин, детей и священников. В отдельной комнате хоронили девушек и незамужних женщин. На черепах до сих пор остались металлические венки. Это считали знаком целомудренности покойных. В "коридоре профессионалов" покоятся испанский живописец Диего Веласкес, скульпторы Филиппо Пеннино и Лоренцо Марабитт, преподаватели, адвокаты, врачи, а также командующие и солдаты бурбонского войска и итальянской армии.
- Тело покойника после молебнов заносили в комнату для высушивания, - рассказывает Альберт. - В ней умершего оставляли на восемь месяцев. Потом обмывали уксусом, одевали и клали в гроб или сразу вешали в коридоре. Во время эпидемий останки умерших погружали в разбавленную известь или раствор мышьяка.
В 1837-ом показывать тела запретили. Но, по желанию завещателя или его родственников, в гробах удаляли одну из стенок или оставляли отверстия, что позволяет видеть останки.
- Мертвецов оставляли в их одежде. На телах до сих пор сохранились платья, костюмы, рубашки, жабо. На некоторых - грубый похоронный саван.
В центральной нише одного из коридоров есть детское кресло-качалка. На нем сидит мальчик, который держит на руках свою младшую сестру. В стеклянном гробу покоится 2-летняя Розалия Ломбардо. Она умерла в 1920-ом от воспаления легких.
- Отец Розалии тяжело пережил ее смерть, поэтому обратился к бальзамовщику Альфредо Салафию с просьбой сохранить тело дочери от тления. У ребенка уцелели мягкие ткани лица, глазные яблоки, ресницы, волосы. По одной из легенд, 35 лет тому назад здешний надсмотрщик сошел с ума. В полночь он увидел, как девочка открыла глаза.
Останки девочки исследовали итальянские антропологи. Им удалось установить, что Салафий забальзамировал ее благодаря раствору формалина, спирта, глицерина, цинка. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам.
За мумиями присматривает отец Аурелио ди Вяджи, 67 лет. Он в коричневой рясе, подвязанной веревкой, и в сандалиях на босую ногу.
- Этим останкам уже ничего не угрожает, - говорит Аурелио. - Они сухие и темные, как земля. Это чудо, что эти мумии уцелели после бомбардировки 1943 года. Здесь спокойнее, чем на любом другом кладбище. Нет ни духов, ни призраков. Останкам по 200-400 лет. За это время душа тысячу раз успела бы покинуть землю. Я здесь сплю, ем и пишу стихи. Каждый день убираю один из коридоров. Снимаю паутину, обрабатываю стены от плесени. Музей оснастил оборудованием, которое вбирает влагу.
Комментарии