- Я не хочу умирать. Пожалуйста, не дайте мне умереть, - такими были последние слова президента Венесуэлы 58-летнего Уго Чавеса, говорят в его окружении. Он умер 5 марта в военном госпитале столицы Каракаса около 16.25 - в 23.55 по киевскому времени.
Захоронение венесуэльского лидера, назначенное на 8 марта, отменили. Потому что желающих попрощаться с ним - миллионы. За первые три дня мимо гроба, выставленного в военной академии, прошло более 3 млн человек. Прощание продлится по меньшей мере до пятнице.
- Мы заняли очередь 8 марта утром, - рассказывает 27-летняя Таня Марес. - Не подумали, что попадем как раз на официальную часть, когда будут прощаться все президенты. Видела лидера Кубы Рауля Кастро, аргентинского президента - Кристину Киршнер, очень красивая. Белорусского президента Лукашенко заметили, когда уже выходил. В очереди возмущались, что американцы так и не выразили нам соболезнования. Мы простояли 16 часов. Люди падали в обморок, но продолжали ждать.
Попрощаться с Уго Чавесом приехали делегации из 55 стран. По телевидению людей просят не приносить цветов к академии. Букеты можно оставлять возле специальных мемориальных досок. Рядом с толпой дежурят полиция и военные.
- Нам раздали портреты президента. На обороте - отрывки его выступлений. Если кому-то становится плохо, предлагают воду. Трудно выстоять, потому что многие впадают в истерику. Дежурит "скорая". Если кто-то очень сильно плачет, дают успокоительное. Брат работает в больнице, так говорит, что за три дня использовали месячный запас успокоительных лекарств, - продолжает Таня Марес.
Перед входом в академию тщательно обыскивают, забирают все вещи. Просят не подходить к семье Чавеса.
- Я немного боялась идти к гробу. Вообще не пошла бы, если бы бабушка с дедушкой не попросили. Тело очень загримировано. Выглядит лет на 20 моложе, чем был. Совершенно не похож на человека, который умер от рака. Не лысый. Если и парик, то выглядит, как настоящие волосы. Я верю врачам, которые говорят, что Чавеса могли отравить. Охрана следит, чтобы никто не фотографировал тело. Двух журналистов за попытки снять забрали в полицию.
После прощания тело Уго Чавеса забальзамируют и выставят в музее революции. Он станет 14-м мировым лидером, который попадет в мавзолей.
О смерти Уго Чавеса поздно вечером 5 марта сообщил в телеобращении вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро, 50 лет.
В среду утром в госпитале священник читает молитву. Вокруг стоят военные. Над гробом склонилась мать покойного - 78-летняя Елена Фриас де Чавес. Лицо заслоняет белоснежным платочком, вытирает слезы. Рядом - Николас Мадуро, ближайший соратник президента.
Черный катафалк, на крыше которого установили гроб, окружают плотным кольцом военнослужащие. Они сдерживают венесуэльцев, которые пришли к зданию госпиталя. Толпа скандирует: "Чавес! Чавес! Чавес!".
- Мое сердце разрывается от боли. Мы хотели, чтобы наш президент был всегда. Мы любим и будем любить его, - говорит, вытирая слезы, домохозяйка 38-летняя Джули Жиль.
Катафалк едет по улицам Каракаса к военной академии. На автомобиле драпированный национальным желто-сине-красным флагом гроб с телом покойного.
В течение всего 8-километрового пути траурной процессии вдоль улиц стоят десятки тысяч венесуэльцев. Большинство из них в красной одежде - это цвет боливарианской революции. Так называют преобразования в стране, начатые Чавесом в 1999-ом.
Впереди катафалка несут громадный барабан. Его глухие звуки частично приглушают плач людей, которые рвут на себе волосы, размазывают руками по лицу слезы. Кое-кто держит национальные флаги, фотографии Чавеса. Несколько десятков человек снимают похоронную процессию на мобильные.
- Борьба продолжается! Командор, ты будешь всегда жить в наших сердцах! - люди перекрикивают друг друга и звуки барабана.
Процессия отправилась от госпиталя в 10.42 и прибыла к месту прощания в 17.52.
До конца траура в стране не будут работать школы, государственные и частные учреждения. На всей территории государства на это время действует сухой закон.
Накануне, когда венесуэльцы услышали о смерти президента, бросились в магазины, чтобы запастись провизией. Говорят, "неизвестно, какие времена наступят после команданте".
Комментарии
12