Ексклюзивы
пятница, 23 ноября 2012 06:00

Спецтема: 81-я годовщина Голодомора 1932-1933 годов

"За болгарскую монету дали два килограмма гречки"

Автор: ФОТО: Виктория МАРЦЕНЮК
 

Винничанин 100-летний Владимир Горбенко пережил три Голодомора. Возле калитки двухэтажного дома встречает его младшая дочь 63-летняя Янина. Ведет в небольшую комнату. Владимир Антонович сидит перед телевизором в больших синих наушниках.

- Папа плохо слышит, поэтому в них телевизор смотрит. А когда кто-то приходит, надевает слуховой аппарат, - достает прибор из серванта. Надевает маленький наушник отцу. Тот говорит, что ничего не слышит. - Вот беда, видно, сломался. Говорите очень-очень громко, должен услышать.

Горбенко в синей рубашке, темных штанах и кожаном жилете. Под окном стоит стол, на нем три вазона и украинско-английский словарь.

- Внучки подарили на юбилей плазменную панель, так я со словарем перевожу инструкцию к нему, потому что там все по-английски, - объясняет.

Владимир Антонович родился в селе Салинцы Немировского района Винницкой области.

- В 1921-ом мне было 9 лет. Не помню, чтобы мы пухли от голода. Родители в 1926 году в Одесскую область поехали в колхоз. Туда из нашего села 16 семей выехало. Четырех меньших братьев и сестер забрали, а я доучивался во втором классе семилетки, поэтому меня оставили с бабушкой, - говорит.

В семье он самый старший. В 1931-ом учился в Винницком дорожном техникуме.

- Кормили нас там - кашей и супом, чай сладкий давали, - вспоминает. - А еще имели паек хлеба. Получали по карточкам 400 грамм в день в хлебной лавке за техникумом. Пока дойду на третий этаж в комнату, хлеба уже нет - съел. А так хочется еще.

Получал 32 руб. стипендии, из нее высчитывали за питание и проживание.

- Продуктов никаких не могли купить. Магазины стояли пустые. Да и силы не хватало куда-то ходить, кроме занятий. Хотелось конфетки хоть какой-то, - закладывает ногу на ногу. - Учился со мной один студент-сирота, хорошо рисовал. Иду как-то по лестнице, он что-то ковыряет там. Вижу, подделывает карточки на хлеб. Я подумал, что тоже так могу. Начали мы с ним по две порции на день брать. Уже легче было, хоть немного подъедали. Спустя некоторое время продавец заметил недостаток хлеба. Придумал ставить свою печать на талоны. Все, перестали брать.

Легче стало на втором курсе. Техникум перевели в Каменец-Подольский. Там было подсобное хозяйство - 2 гектара земли. Студентов забирали с пар обрабатывать их. Картошку не крали, куда ее возьмешь. А морковь копаем и тихонько суем в рот. Еще посылали сторожить станцию, где выдавали зерно. Вот была роскошь, пшеница насыпью в амбарах стояла, так ночью вылезешь туда и жуешь.

На каникулы Владимир Антонович приезжал к родителям на хутор Прохоровка Ширяевского района Одесской области.

- Там в Голодомор из 18 жилых дворов остались шесть. Моя семья вся выжила. Отец имел коллекцию монет - серебряные, золотые. Существовали такие синдикаты - магазины-скупки, где можно было обменять монеты на крупу. Отец раз послал меня туда, дал болгарскую монету, за нее дали 2 килограмма гречки. Домой оттуда 6 километров. Суну руку в сумку и жую гречку, аж причмокиваю, такая вкусная.

На Одесчине тогда водились суслики. Он роет яму и наносит туда около ведра пшеницы. Люди копали, чтобы достать зерно и зверька. Потом власть запретила копать.

В 1935-ом Владимир Горбенко пошел в армию. Через пять лет женился. Воевал. Вернулся к семье в Винницу.

- В 1946-1947 годах тоже тяжело было с продуктами. Но мне как военнослужащему давали паек крупы. Всем местным дали огород за городом. Сейчас есть люблю все-все, дочь у меня вкусно готовит. Нет такого блюда, чтобы я от него отказался. Но нравятся простые - каша, котлетка, суп. Очень люблю запеченные яблоки, - говорит Владимир Горбенко. - Надо, чтобы люди ценили жизнь, а не еду, вещи или деньги. Это второстепенное. Следили и берегли здоровье, потому что быть здоровым - это модно. Никогда не опускайте руки и не сетуйте на судьбу. Верьте в себя и двигайтесь только вперед. Если вы не отрываете зад от дивана и лодыри, то ничего у вас не будет выходить.

3,9

миллиона людей умерли от голода 1932-1933 годов. Такие выводы судебного дела по факту Голодомора. Потери украинцев в части нерожденных, по данным следствия СБУ, составляют 6 млн 122 тыс.

59

процентов украинцев считают Голодомор геноцидом нашего народа. 22% не соглашаются с этим утверждением. Не определились 19%. Такие результаты обнародовала социологическая группа "Рейтинг". Они в октябре опросили 2000 человек старше 18 лет во всех областях страны.

Около тысячи украинцев 18 ноября во французском соборе Парижской Богоматери помянули молитвой жертв Голодомора в Украине 1932-1933 годов. Литургию отслужили епископы и 12 греко-католических священников из Франции, Бельгии и Швейцарии. Пел хор катедрального храма святого Владимира Великого в Париже.

 

Сейчас вы читаете новость «"За болгарскую монету дали два килограмма гречки"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть