В Турции в пограничном с Сирией городе Рейханлы взорвались две бомбы, заложенные в авто. Погибло 46 человек. Правительство страны обвинило в организации теракта сирийскую власть. В феврале от взрыва возле этого же города погибли 17 человек и было ранено 30.
— Единой версии нет, потому что недостает точной информации, — комментирует эксперт Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, 47 лет. — Интереснее не то, кто это организовал, а к чему этот теракт приведет.
Как Турция может отреагировать?
— Турки не будут делать какую-то большую военную акцию в ответ. Потому что любой агрессивный шаг Анкары испортит ее имидж среди арабских стран. Скорее всего, Турция еще больше будет поддерживать оппозицию нынешней сирийской власти: будет финансировать ее, поставлять оружие, воевать с Башаром Асадом (президентом Сирии. — "ГПУ") руками повстанцев.
Больше двух лет в Сирии идет гражданская война. Когда это может закончиться?
— Каждая из сторон предпочитает выиграть, а не идти на переговоры. На фоне этого происходит настоящая трагедия для мирного населения. С каждым этапом насилия становится больше. Каждая из сторон в глазах другой теряет любое человеческое подобие. Враждующие лагеря уже не могут жить вместе на одной территории.
В чем истоки этого конфликта?
— В Сирии большинство населения — арабы-сунниты. Но правящий класс — алавиты. И те и другие мусульмане, но разных течений. Сунниты были возмущены господствующим положением другой религиозной группы. Они долгое время были крестьянами, но после урбанизации второй половины ХХ века начали жить в городах. Сунниты считали себя ограниченными в доступе к ресурсам, принялись протестовать на улицах. Против них бросили армию, и начался конфликт, который длится до сих пор.
Суннитов большинство, но они очень разрознены. Самые активные, исламисты, оказались эффективнее в условиях войны, навязывают свою повестку дня.
Исламисты там не только сунниты?
— Да, ситуация запутанная. Алавитов поддерживают мусульмане-шииты из "Хезболлы" (ливанская шиитская организация и политическая партия, разделенная на военную и общественно-политическую части. — "ГПУ"). Их поддерживает Иран, потому что алавиты ближе им, чем сунниты из оппозиции. А суннитов поддерживает палестинский ХАМАС, связанный с "Аль-Каидой". Это вечный конфликт между двумя ветвями ислама — шиитами и суннитами.
Чем все завершится?
— Очень много зависит от того, насколько удержится силовая вертикаль сирийской власти. Если из нее извлечь несколько звеньев, все упадет, как карточный домик. До сих пор сирийской власти удается ее удерживать, в первую очередь из-за того, что этот конфликт этно-религиозный. Если власть его проиграет, против алавитов начнут геноцид. Это вынуждает их поддерживать Асада, — другого выхода просто нет.
Иностранная интервенция маловероятна. Турция не хочет ссориться с арабами. США только вышли из Ирака. Евросоюзу и своих проблем хватает. Следовательно, все может тлеть еще очень долго. Это затягивающаяся петля.
Комментарии