Во вторник сержант израильской армии 25-летний Гилад Шалит ступил с вертолета на родную землю. Он пробыл в плену боевиков палестинского исламистского движения ХАМАС пять лет, три месяца и четыре дня. В обмен на него израильские власти выпустят из тюрем 1027 палестинцев.
В тот же день вышли на свободу 477 осужденных за подготовку и участие в терактах против израильтян. Среди них украинка 34-летняя Ирина Сарахне. Она отсидела почти восемь лет за соучастие в организации теракта. Остальных выпустят в течение двух месяцев.
Из первой партии уволенных 279 должны были отбыть минимум одно пожизненное наказание. 20-ти присудили по 10 и более пожизненных сроков. Это организаторы, технические исполнители самоубийственных терактов-бомбежек с сотнями жертв.
Посредником в обмене заключенных стал Египет. Боевики ХАМАСа передали Шалита египетским военным. В Швеции его осмотрели медики. Говорят, здоров, но сильно похудел.
- Надеюсь, что это соглашение поможет примирить палестинцев и израильтян, - говорит Гилад Шалит в первом интервью.
69% израильтян поддерживают обмен Шалита, пусть даже на тысячу палестинцев, по опросу института "Дахаф". 22% считают, что его надо было освобождать не на условиях ХАМАС, потому что теперь каждый израильтянин может стать заложником.
Освобожденная украинка Ирина Сарахне вернется на родину мужа - в Палестину. Ее мать 56-летняя Нина Николаевна с 12-летней внучкой Ясмин Бакуто более восьми лет живут в Виннице. Они, по слухам, поехали в Египет, чтобы повидаться с Ириной.
Квартира на третьем этаже 9-этажки в пер. Ватутина. Около дверей сложены использованные стройматериалы и остатки сорванного пола.
- Нина Николаевна где-то две недели назад затеяла капитальный ремонт в своей двухкомнатной квартире, - рассказывает сосед Артем. Он живет этажом ниже.
Слышно, что за дверью гудит перфоратор. Строители двери не открывают.
- Они уехали. Дома, кроме ремонтников, никого нет, - говорит соседка Нина Ивченко. - Нина хорошо за внучкой ухаживает. Через стенку слышно, как уроки учат. Нина часто плачет. О дочери не рассказывала никогда и никому из соседей.
После полудня из школы возвращается 12-летний Сергей Данилюк. Он учится с Ясмин, старшей дочерью Ирины Сарахне, в параллельном классе.
- Раньше я к ней часто ходил делать уроки. А сейчас обстоятельства такие: езжу к брату, времени нет. Ясмина красивая девушка. К ней старшие ребята заигрывают. А ее маму - тетю Иру - я никогда не видел.
В соседнем с домом магазине продавцы знают семью.
- Сначала думала, что Ясмин - это дочь Нины Николаевны. Потому что девочка на нее "мама" говорит. Потом объяснили, что это бабушка. Мамаша с пеленок ребенка на мать бросила и уехаал, - говорит одна из продавщиц, не называется. - Я рядом с ними живу. Бабушка постоянно домой мешками сахар носит. Она в подвале крупами торгует.
В школе №27 о Ясмин рассказывать отказываются. Боятся, что чрезмерный интерес может быть стрессом для ребенка. Неофициально говорят: ее мать лишена родительских прав, опекуном является бабушка. Отец умер.
С 2000 года Ирина нелегально жила в палестинском городе Вифлеем. Переехала туда с мужем Ибрагимом. Приняла ислам, родила второго ребенка - дочь Газалех. Супругов задержали после теракта 2002-го. Следствие выяснило, что они на своем авто подвозили террориста-смертника. От взрыва тогда погибли два человека и 40 получили ранения. Ирина признала вину. Получила 20 лет тюрьмы. Ибрагим Сарахне проведет за решеткой всю жизнь. Ему присудили шесть пожизненных сроков и еще 45 лет. Их дочь Газалех жила с палестинским дедом Ахмедом.
Премьер пообещал родителям спасти сына
На рассвете 25 июня 2006 года группа палестинских боевиков проникла на территорию Израиля из Сектора Газа по подземному тоннелю. Обстреляли израильский танковый блокпост. Убили всех воинов. С собой забрали Гилада Шалита. У него была сломана левая рука и раненое плечо.
Похитители пообещали сказать, где Шалит, если Израиль отпустит всех заключенных женщин и несовершеннолетних. Но в ответ израильская армия начала операцию "Летние дожди". Спецназовцы вошли в Сектор Газа и начали отлавливать членов ХАМАС. Гилада не нашли.
С 2006-го боевики постоянно давали понять, что он жив. Продолжались переговоры. 11 октября этого года представители Израиля и ХАМАС, при посредничестве Египта, договорились об условиях освобождения. В тот же день израильский премьер-министр 61-летний Беньямин Нетаниягу вынес вопрос на голосование правительства. Убеждал министров, что солдата надо освободить, потому что так обещали его родителям. Правительство 26 голосами против трех принял обмен.
Комментарии
8