- В прошлом году в праздник можно было полтысячи собрать, а за сегодня бросили всего 60 гривен. Сейчас таким старым, как я, попрошайничать трудно. Большинство жертвует на АТО. Даже детям на операцию дают мало, - говорит 67-летний Анатолий Петрович.
Он сидит в инвалидной коляске возле Владимирского собора в Киеве 8 января, во второй день Рождества.
- Служба в церкви закончится. Через час поеду на Нивки. Там верующие праздничный обед для бездомных обещали, - добавляет.
Попрошайничает четыре года. В 10-градусный мороз он одет в легкую коричневую куртку. Под ней вязаный свитер под шею. Ноги прикрывает флисовым покрывалом. Левой нет до колена. Отсек поезд 12 лет тому назад. На правой - черный кроссовок.
- Дочка из дома выгнала, - соглашается рассказать о себе за 20 грн. - Год жил в приюте. Меня туда зять всунул. Но когда за меня деньги платить перестали, то и оттуда поперли. Там ухаживают только за теми, кто завещал свою квартиру или отдает всю пенсию. А я по пьянь подписал поручение на дочку. Теперь вся пенсия падает ей на карточку. А я живу на улице.
От мужчины попахивает алкоголем.
- Выпили по 50 грамм со знакомым за праздник, - говорит Анатолий. - Лучше этого ничто не согреет. В собор на службу люди приходят в воскресенье и на праздники. Есть лучшие точки, чем у меня, - на железнодорожном и автобусном вокзалах, возле Киево-Печерской лавры и больших станций метро. Там за час можно 100 гривен насобирать. Но туда трудно попасть. Есть бригадиры, которые выставляют своих людей. Если буду просить там, 80 процентов придется отдавать за "крышу". Раньше я под Верховной Радой крутился. То было жирное место при Кучме и Ющенко. Соседка себе на операцию деньги у одного депутата выпросила, знакомый афганец на протез насобирал. Когда пришли "регионалы", давать милостыню там перестали.
10 грн в стакан попрошайке бросает женщина, которая несет девочку на руках. За ней, опираясь на палку, идет немолодая женщина.
- Милостыню не даю уже два года, - говорит Лидия Филипчук, 68 лет. - Раньше тоже бросала пять или 10 гривен. Пока стояла на остановке, видела, как за попрошайкой на джипе приехали. Деньги забрали, а ему хот-дог дали.
- На праздники украинцы всегда щедрее становятся, - говорит беззубая седая женщина в черном пальто. Называется бабой Катей. Возле Киево-Печерской лавры стоит с пластиковым стаканчиком от кофе. - В будни бросают по гривне-две, а на праздник - десятку и больше. Я для себя прошу, на хлеб не хватает. Пенсии не получаю два года, потому что потеряла паспорт. Ночую у знакомой Вали. Все, что насобираю, трачу на еду и ей плачу за комнату.
Рядом стоит священник в черной рясе и коричневом кожухе. На руках кожаные рукавицы. В его деревянный ящик с надписью "На строительство храма" за 10 мин. бросают более 50 грн. Общаться отказывается.
- В Украине нищенство не является преступлением, - говорит адвокат 48-летний Николай Гаврилюк, который раньше работал в милиции. - К ответственности привлекают только тех, кто вынуждает других попрошайничать.
На каждого бродягу, который просит милостыню, есть смотрящий. Он забирает деньги, следит, чтобы на их территории не появился другой попрошайка. Один бездомный приносит 10-15 тысяч гривен в месяц. Сейчас стало больше интеллигентных попрошаек. Таких трудно отличить от тех, кому действительно нужна помощь. Собирают на протезы воинам из АТО, просят на операцию детям. Хотите дать милостыню, не поленитесь глянуть на их документы.
Нуждающихся на самом деле единицы. Отличить их от тех, кто работает на банду, трудно. Попрошайничание давно стало бизнесом. Чтобы больше денег собрать, просить милостыню заставляют калек, матерей с детьми и самих детей. Таких люди больше всего жалеют, потому делятся даже последней копейкой. Хорошо зарабатывают мужики, переодетые в священников.
Комментарии