Изоляция и опустошение стали итогом двухлетнего российского господства в Крыму. Начав идти весной 2014-го навстречу друг дружке, россияне и пророссийские крымчане наконец сошлись. А теперь все вместе спрашивают: когда же все это закончится?
Посмотрим, как изменилась жизнь на полуострове. А главное - настроения крымчан и их российских "соотечественников".
Первое - это глобальная оторванность и тех, и других от цивилизации. В Крыму - речь о свете, воде, отоплении и канализации. Россияне же страдают, потому что мир перестал уважать их.
Признаком времени для Крыма стала медицина. Врачей не хватает. Очередь занимают за несколько месяцев. Врачи и медсестры, которые работали в украинском Крыму, массово увольняются из-за бумажной волокиты. Раньше недостаток медикаментов в больницах крымчане пополняли в ближайшей аптеке. Сегодня так нельзя. Медикам запретили давать списки родственникам больного. В России лечат бесплатно тем, что есть, то есть ничем. Зато это не стоит ни копейки.
Крымчане жалуются на это в петициях. Россияне же не понимают: ну и что? Ведь повсюду в России такая медицина.
Еще в разы увеличилось количество военных. Времена "вежливого захвата" прошли, а БТРы и вооруженные люди на улицах - есть. Для охраны правопорядка, говорит власть. Но тогда стоит ли говорить о "особом порядке управления оккупированной территорией"? Нигде больше в России армия не патрулирует улицы, реактивные самолеты не летают над жилыми домами, а тяжелая техника не курсирует, будто милицейский "бобик". Кто радовался "зеленым человечкам", теперь раздражаются из-за рева авиации по ночам, испорченных гусеницами дорог и колонн танков, снующих по полуострову. Это создает заторы. Для россиянина армия - святое. Для крымчан - инструмент. Должен защищать, а не усложнять жизнь.
Есть и другие признаки, что жизнь в Крыму поменялась не к лучшему. Это и кучи мусора в центре городов, и сверхвысокие даже для России цены на товары. По качеству их не сравнить с украинскими. Это и рост в разы преступности, и заскорузлость административной системы. По скорости и простоте обслуживания украинская налоговая, суды и чиновники кажутся почти образцовыми европейскими сервисами.
Все чаще слышу от крымчан: "Как же так? На референдуме мы голосовали за Россию. Почему же чиновники не считаются с нашими проблемами"? Мол, и власть должна им, потому что выбрали такую. Между тем для россиян поддерживать власть во всем - патриотическая обязанность.
По жизненным приоритетам, пониманием обязанностей власти, стремлением добиться результата и не ждать милости от государства пророссийские крымчане намного ближе к типичному украинцу, чем к россиянину.
Десятилетиями, агитируя Крым "беречь себя" как часть России в Украине, манипуляторы не предупредили, что российская и советская действительности поразительно разные. И теперь крымчане чувствуют депрессию, растерянность и отчаяние. Поневоле вспоминается Украина.
После деоккупации Украина не будет иметь трудностей с пророссийскими крымчанами. Им будет не по себе. Будут возмущаться, что современный мир чужой им и непонятный. Но открыто не будут противостоять Украине и ее переменам.













Комментарии