— Мы живем в агрессивном социуме, который далек от толерантности. Люди не умеют вести диалог, поэтому в ход идут кулаки, — говорит руководитель Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования 52-летний Виктор Громовой. Рассказывает, почему между родителями и учителями возникают конфликты и как их избежать.
Почему школьные конфликты доходят до физической расправы?
— В нашей генетической памяти — голодоморы и репрессии. Чтобы отойти от тоталитарного советского прошлого, надо менять человеческие ценности. Западное общество более отзывчивое и доброжелательное, а у нас человек человеку волк. Вокруг школы искусственно разжигают агрессивную волну и акцентируют внимание на скандалах.
Чего не хватает в общении родителей и учителей?
— Школа и учитель - удобные объекты, чтобы вытереть ноги и сорвать свою злость. На полицейского с кулаками не набросишься, потому что загремишь за решетку, в супермаркете не хамишь кассиру, потому что там есть охрана. Зато учитель — слабое звено. Родителям надо научиться искать диалог и не верить всему, что рассказывает сын или дочь. Ребенок способен преувеличивать, привирать. Не все учителя также обладают культурой общения. Все это становится спусковым крючком, поэтому и доходит до методов физической расправы.
Как защитить учителей?
— Надо менять общество в целом. Принятый закон о буллинге в отношении учителей ничего не изменит. К примеру, в США лет двадцать тому назад существовала проблема нападения на учителей со стороны учеников и родителей. Тогда в городе Рочестер педагогам выдали небольшие устройства-сирены. Если происходило нападение, учитель нажимал на кнопку и раздавался громкий звук. На него сразу же прибегали коллеги и полицейский. Сейчас там в учебных заведениях работает школьная полиция. У нас сдерживающим фактором должна служить видеофиксация. Но, как видим, и под камерами нападают.
Есть ли в таких ситуациях проблема с авторитетом учителя?
— Авторитет учителя на нуле. Сейчас существуют сотни "мамских" групп в социальных сетях, где учителям перемывают кости и обижают. Дети это читают, потому что все сообщества открыты. Так о каком авторитете может идти речь?
В мое время учительница имела авторитет. Галина Степановна — это была истина в последней инстанции. Сейчас в представлении детей все знает интернет, а не Галина Степановна. Подобное произошло во всех странах, потому что наступила цифровая эпоха.
Что поможет сделать коммуникацию между детьми, родителями и учителями продуктивной?
— В обществе должно быть педагогизация, чтобы родители чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса — иначе крах.
Сейчас большинству родителей не интересно, что происходит в школе. Главное, чтобы деньги никто не собирал и к ребенку не приставал. Его сдают в школу, как в камеру хранения.
Предлагает ли концепция Новой украинской школы решение подобных проблем?
— Общий тренд Новой украинской школы связан с гуманизацией. Теоретически это должно улучшить ситуацию, но практически — не всегда действует. К примеру, у нас невозможно отчислить из школы подростка, который неадекватно ведет себя во время урока. Повлиял ли такой гуманизм на образовательный процесс положительно? Нет. Это создало атмосферу, когда учитель не может научить тех немногих учеников, которые хотят учиться. Ведь в классе есть пять–семь школьников, которые не дают нормально проводить урок и даже провоцируют учителя. Они имеют смартфон, могут снять видео, какие учителя плохие. Ролик, на котором учитель накричал, выложат интернет. А свое поведение, которое спровоцировало такую реакцию педагога, скроют.
Комментарии