С 27 мая между украинскими городами-хозяевами Евро- 2012 начинают курсировать скоростные поезда. Изменения в движении железной дороги имеют две главные идеи, объясняет директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, 33 года.
- Первая - тактическая. Это быстрая и качественная перевозка многочисленных болельщиков Евро- 2012. Вторая - стратегическая: приведение в порядок той экономической модели пассажирских перевозок, которая существует в настоящее время. Эти перевозки являются убыточными.
Чем плохая старая система?
- С "Укрзалізницей" парадоксальная ситуация. Из года в год количество пассажиров растет, растут доходы, но при этом падает прибыльность. Причин несколько. Во-первых, ездит большое количество льготников. Во-вторых, износ подвижного состава. Возраст пассажирского вагона составляет 20-30 лет. Больше половины вагонов уже исчерпали этот срок. Его можно еще немного продлить, но и на это нужны деньги. С локомотивами еще хуже - изношенность до 80 процентов. И эту старую технику обслуживать невероятно дорого. До сих пор это перекрывали средствами от грузовых перевозок. Но это ничего не дает, потому что и там нужна модернизация.
Почему железная дорога делает ставку на дневные поезда и отменяет ночные?
- Очевидно, пытаются максимально увеличить пассажиропоток на скоростных поездах "Хюндай", ведь их купили за кредитные средства корейского банка. Надо будет возвращать. Поэтому будут всячески стимулировать людей пользоваться дорогими поездами.
Что делать человеку, у которого на скоростной поезд до Львова нет денег, а ночной отменили?
- Полностью отказываться от традиционных "плацкартов" и "купе" никто никогда не будет. Это вызовет безумные протесты граждан. Даже сейчас люди открыто выражают недовольство существенному росту стоимости билетов. Протесты в социальных сетях против отмены ночного поезда на Львов очень быстро привели к реакции исполнительной власти. Азаров лично заявил, что разберется. Поэтому "Укрзалізниця" вынуждена будет учитывать социальный фактор и подстраиваться под украинцев низшего достатка и большинство пассажиров.
Вероятно, мы со временем придем к большей возможности выбора между самими поездами. Например, в Италии на популярном маршруте Рим - Милан, где расстояние сопоставимо с маршрутом Киев - Львов, ходят три вида поездов. Первый - "Реджонале". Он останавливается почти везде, идет 9 часов и стоит 20 - 25 евро. Есть "Интерсити" - тождественный нашим "хюндаям". Идет где-то 6 часов и стоит 50 евро. А есть "Фреччаросса" - сверхскоростной поезд, который преодолевает это расстояние за 3 часа и стоит где-то 80 - 100 евро.
Отмена многих поездов может привести к уменьшению пассажиропотоку?
- В Украине железнодорожный пассажиропоток самый высокий среди соседних стран. Например, в 2010 году поездами ездили 37 процентов украинских пассажиров. В Германии - 7, Британии - 9, США - 1, России - 18 процентов. Слишком большую роль играет железная дорога в жизни украинцев, потому об уменьшении пассажиропотока говорить не придется. Исследования показывают, что пассажиропоток на железной дороге вырастет через восемь лет до 81 миллиона человек в год. К этому надо готовиться. На обслуживание и модернизацию подвижного состава нужно выделить около 35 миллиардов.
Какую концепцию реформирования движения выстраивает "Укрзалізниця"?
- Мы пытаемся позаимствовать европейскую градацию поездов. Она предусматривает определенное соотношение цены билета, скорости и комфорта. Но новая украинская система только начинает напоминать европейскую, потому что мы не имеем достаточной инфраструктуры для ее обеспечения. Да и скорости, на которые переходим, еще не соответствуют европейским поездам "Интер-Сити Экспресс", которые имеют среднюю скорость 160-200 километров в час. Для наших 160 - рекорд на отдельных участках. Основное, что нужно учитывать, - скорость движения лишь на 10-20 процентов зависит от самого поезда. Остальное - состояние путей, инфраструктуры. Туда надо вкладывать намного больше, чем в вагоны и локомотивы.
Сколько скоростных поездов закупили и способны ли они изменить картину перевозок?
- Купили два поезда "Шкода" и 10 "Хюндай", шесть из которых уже в Украине. Запустили один поезд отечественного производства Крюковского завода. Их собираются изготовлять и в дальнейшем. Кроме того, власть неоднократно заявляла о заинтересованности в производстве в Украине как "Хюндай", так и "Шкоды". То есть, новые поезда будут появляться и постепенно будут замещать старые.
При таких высоких ценах на билеты железная дорога сможет конкурировать с автомобильным транспортом, автобусами, самолетами?
- Состояние наших путей часто значительно лучше состояния автодорог. Да и мы не имеем столько состоятельного населения, которое позволило бы себе иметь машину. С автобусами тоже проблема. Их банально вытеснили маршрутки, которые по большей части являются переваренными грузовыми бусами, которые вообще нельзя использовать. В этой отрасли нас тоже ожидает большая реформа. Поэтому сегодняшняя система перевозок - объективный вариант, который выходит из показателей нашей экономики, инфраструктуры и уровня доходов населения.
Несмотря на сложности ввдения новых поездов, это шаг вперед в стандартах скорости и комфорта. В первую очередь в этом заинтересованы люди, которые хотят быстрее добраться до пункта назначения.
Как лучше было бы реформировать рынок пассажирских перевозок на железной дороге?
- Лучше всего было бы распределить рынок на социальный и конкурентный сегменты. Социальный - это общие вагоны, электрички, плацкарты. И государство должно контролировать любой рост цены в нем. А также компенсировать железной дороге затраты на льготников. Конкурентный сегмент - это купе, вагоны класса люкс, и новые скоростные и сверхскоростные вагоны. И вот здесь должен решать рынок. Потому что цены на эти услуги будут конкурировать уже с авиаперевозками. Там будет ездить пассажир с уровнем достатка выше среднего. Но пассажир должен иметь выбор.
Быстрее всего ездят во Франции
С января 2012 года "Укрзалізниця" постепенно внедряет новую классификацию пассажирских поездов : Интерсити+ (ИС+) - скорость до 200 км/ч, Интерсити (ИС) - до 160 км/ч, регионального экспресса (РЭ) - средняя 90 км/ч, региональный поезд (P) - средняя 70 км/ч, ночной экспресс (НЭ) - до 200 км/ч, ночной скорый (НС) и ночной пассажирский (НП) - обычные поезда с купейными и плацкартными вагонами. Пригородный поезд (П) и городской поезд (Г) - обычные электрички.
Каждый тип поезда будет иметь индивидуальную эмблему (символику) и однотипное оформление состава. От европейской классификации украинская будет отличаться отсутствием сверхскоростных поездов. Они существуют в ряде западноевропейских стран - Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, а также в Турции. Движение этих поездов требует специальной инфраструктуры. Рекордсменом является французский TGV, его скорость 320 км/час.
Комментарии
19