О давлении на священников Украинской православной церкви Киевского патриархата говорим с Евстратием (Зорей), 33 года, епископом Васильковским УПЦ КП, председателем Информационного управления Киевской патриархии.
Правда, что Киевский патриархат хотят ликвидировать к лету?
— Патриарх Филарет этого не говорил. Шла речь, что к приезду патриарха Кирилла в июле от нас хотят оторвать больше всего парафий. Русская церковь хотела бы видеть сотни приходов, переходящих к Московскому патриархату. Тысячи вряд ли смогут перетянуть. Но хотя бы сотни — чтобы говорить о тенденции. Мол, изменилась власть, "раскол" никто не поддерживает.
Как общественность среагировала на слова Филарета?
— В настоящий момент давление почти прекратилось, все утихло. Мы хотим объяснить власти, что на самом деле происходит. Планы относительно Киевского патриархата имеют двойное дно. Те, кто их заключал с московской стороны, хотят не так окончательно победить Киевский патриархат, как взбудоражить украинское общество к противостоянию. Нашей власти якобы предлагают рецепт, как укрепить духовное единство Украины и России. А в действительности стремятся ограничить возможность дипломатического или политического маневра. Ведь мир негативно воспринимает нарушение религиозных свобод. За этим следят так же, как и за свободой слова или политических собраний. Поэтому с нынешним президентом хотят покончить, как и с Леонидом Кучмой в конце его правления. Из-за скандалов сделать его лицо неприемлемым на Западе. А тогда ни о европейской интеграции, ни о сотрудничестве с НАТО никто не будет говорить.
Почему ваши священники признают давление, но не слишком хотят об этом говорить?
— Разговоры велись конфиденциально, с просьбой ничего не разглашать. В сущности, это противозаконное вмешательство власти в деятельность религиозной организации. Священники не хотят разоблачать чиновников, потому что не знают, какие будут последствия. Люди, проводившие эти беседы, никуда не денутся.
Возможен ли в Украине так называемый "болгарский вариант": ликвидировать одну из двух православных церквей и силой отобрать храмы, как это сделали в Болгарии в 2004-ом?
— Болгарское законодательство было построено на полностью других принципах. Там религиозные организации выстроены сверху. В Украине же местные громады образуют люди, имеющие на это благословение. Поэтому "болгарский вариант" у нас невозможен. Если принципиально изменить закон, это зацепит парафии не только Киевского патриархата, но и других громад: протестантов, мусульман, иудеев. Вряд ли это нужно украинской власти.
Переговоры между Киевским патриархатом и Московским зашли в тупик?
— Ограничились одной встречей. Власть и сама не ведет диалог с конфессиями, кроме Московского патриархата. И этим подает пример. Московская патриархия скорее хотела бы имитировать такой диалог, чтобы он был плодотворным.
Комментарии
4