— За последние 20 лет отношение родителей к учителям кардинально изменилось. Раньше родители не вмешивались в учебный процесс и доверяли педагогу. А сейчас наоборот, — говорит врач-психолог, член Ассоциации коррекционных педагогов Украины 46-летняя Наталья Липкая. Занимается практиками с детьми. Рассказывает о главных причинах травли учителей.
Как это влияет на поведение учеников?
— Они видят пренебрежительное отношение родителей к учителям и подражают такому поведению, в других формах.
Могут ли причиной негативного поведения стать друзья?
- Да, часто школьники лишь притворяются друзьями одноклассников. А на самом деле ищут жертву. Убеждают, что срывать урок или насмехаться над учителем — это круто. И если новый человек хочет влиться в компанию, должен делать неправильные и неприятные для педагога вещи.
Нужно объяснить ребенку, кто такие настоящие товарищи. Спросить — новые друзья помогают ему и поддерживают или только насмехаются.
Почему во время дистанционного обучения буллинг в отношении учителей стал массовым?
— Многие дети думают, что выходки останутся безнаказанными. Учителя тоже не знают, как правильно поступать. Школьник не находится рядом, его невозможно вызвать после уроков и провести наедине воспитательную беседу. Но самая большая проблема - поведение родителей. Во время карантина весь контроль за ребенком лег на их плечи. Становятся раздраженными, хуже контролируют эмоции. Вместо того, чтобы спокойно решить проблему, возникающую у школьника с обучением, критикуют систему образования и учителей. Их комментарии побуждают ребенка впоследствии поливать грязью педагога.
Родителям необходимо прекратить плохо высказываться о педагогах при детях.
В карантин школьник начинает скучать, у него возникает эмоциональный голод. Чтобы компенсировать это, берется травить учителя, ведь он единственный обращает на ученика внимание.
Как учителю вернуть авторитет среди детей?
- Самое важное, чтобы педагог пресекал любые признаки буллинга сразу, не дав ситуации развиться. Если будет один или два случая травли, однако с обидчиком все уладят, другие тоже это почувствуют. Но если авторитет все же пошатнулся, необходимо менять стиль преподавания. Меньше рассказывать, а заставлять учеников больше выполнять практические работы. Необходимо, чтобы школьники как можно больше размышляли над предметом. Можно чаще давать тесты или самостоятельные работы. Тогда они фокусируют внимание на материале, а не на учителе.
Каковы последствия для учителя, над которым совершали буллинг?
— Из-за волнения человек теряет психологическое и физическое здоровье, равновесие. Ему сложно принимать решения, проводить занятия, ведь постоянно беспокоит смятение. Если над учителем совершили буллинг, нельзя это скрывать. Следует рассказать о ситуации любому, кому он доверяет. Это может быть коллега, кто-то из родных, а лучше всего — психолог. Когда человек рассказывает о своей проблеме, в его мозгу задействуются аналитические центры. Начинает лучше воспринимать обстоятельства и тогда проще найти решение. Легче справиться с эмоциями и тревогой.
Комментарии