"Укрзалізниця" продлила движение поезда Винница - Гайворон №667/668 еще на год. Рейс оставили из-за письменных жалоб пассажиров, хоть должны были отменить 26 мая как убыточный.
- Может, этот поезд невыгоден для государства. Но для нас - единственное, что по карману. Я подсчитал, что ездить им в четыре раза дешевле, чем на маршрутке. Например, поезд до Генриховки (станция в селе Красноселка Бершадьского района Винницкой области. - "ГПУ") за месяц туда и обратно хавает 108 гривен, а маршрутка - 480, - говорит 25-летний Сергей Тихоненко из райцентра Гайворон на Кировоградщине. Он один из 10 активистов, которые объединились в группу в социальной сети "Вконтакте" и в течение месяца добивались, чтобы этот рейс оставили: звонили на горячую линию "Укрзалізниці", писали обращения с просьбой не отменять рейс. - Мы звонили в "Укрзалізницю", в Кировоградский облсовет и мэру Винницы. Железная дорога отписала, что поезд оставят, потому что он имеет социальную значимость. Таки отстояли.
Поезд курсирует дважды в неделю. Из Гайворона отправляется в понедельник и четверг в 23.46. Из Винницы - в понедельник и пятницу в 15.50. Преодолевает 194 км со скоростью 32 км/час. В Винницкой области пересекает шесть районов - Винницкий, Немировский, Гайсинский, Тепликский, Томашпольский и Бершадьский. Соединяет с областным центром малые села, в которые другой транспорт не ходит. Поезд имеет три общих и два плацкартных вагона. Вмещает 352 пассажира.
В прошлую пятницу покупаем билет до Гайворона за 14 грн на свободное место в общем вагоне. Плацкарт - вдвое дороже.
Около 15.50 синий поезд прибывает к платформе Винницкого железнодорожного вокзала. Двести человек с чемоданами и клетчатыми сумками бегут к вагонам. 70-летняя Надежда Кравчук из села Ситковцы Немировского района тянет на "кравчучке" белый мешок с сахаром.
- Помоги, сынок. Там у меня две сумки, надо занести, - дергает за локоть высокого худощавого парня с рюкзаком, который стоит в очереди к пятому общему вагону. - Продала лучок и сало, а купила сахарку и круп.
Парень идет за сумками. Заносит в тамбур, помогает женщине поднять "кравчучку" с мешком.
- Спасибо, сынок, - Надежда Ивановна кричит вслед парню. Топчется в тамбуре с "кравчучкой". Заступила дорогу мужчине с велосипедом и пенсионеру с поломанным стулом.
- Бабушка, идите уже в вагон, - говорит проводница Ольга Куценко. - Такое впечатление, что зашли не 81 человек, а 181.
Трогаемся. Люди занимают места. Садятся по пятеро на нижние сидения. Большие сумки ставят под ноги, поднимают на верхние полки. Через 30 мин. в вагонах слышно, как щелкают семечки. Кучи шелухи на столиках и у людей на коленях. Мусор падает на пол с ободранной коричневой краской.
- По пути за три с половиной часа успеваю съесть три-четыре пачки семечек. Еду навестить родителей в поселке Дукля в Тепликском районе. Если бы этот поезд отменили, я бы лично вышел на протест. Это единственный транспорт, которым можно доехать в наши кусты, - выплевывает шелуху винничанин Петр Пидкрушный, 50 лет. Запивает минеральной водой
- Как это хотели поезд отменить? - 40-летняя Елена Кривая поднимает глаза от сканвордов. Работает няней в Винницком детсадике №31. - Зачем тогда на станции Генриховка сделали ремонты, поставили евроокна? По этой линии больше ни один поезд не ходит.
- Будут там сами жить. А нас возят, как скотину, - отвечает соседка.
- Слышал, это сын Януковича присвоил линию и теперь, что захочет, то и сделает с нами, - добавляет седой немолодой мужчина.
- Пусть только попробует. Я за этот поезд готова зубами грызть. Родители перекроют дорогу, потому что все студенты на нем на учебу добираются, - добавляет Оксана Раец. - Мне до Красноселки дорога в 12 гривен обходится. На автобусе было бы 50.
Поезд останавливается 21 раз. Дольше всего стоит на станции в Гайсине Винницкой области - 5 мин. На других - по минуте. Двигается четко по графику. Пейзажи видно плохо, потому что окна снаружи забрызганы синей краской.
Заказать чай и кофе можно только в плацкарте. Стоит 3,50 грн. Там вдвое меньше пассажиров, потому что каждый занимает отдельное сидение. Едут преимущественно студенты. Чтобы не скучать, везут ноутбуки и смотрят фильмы. Кое-кто играет в карты, слушает музыку в наушниках.
- Мне по студенческому билет 9 гривен обходится, а в общем вагоне - 5. Но я общим никогда не ездила, там негде сесть, - рассказывает 20-летняя Виталина Романовская из села Носовцы Гайсинского района. Смотрит с двумя подругами фильм по ноутбуку. - Обратно в Винницу поезд едет в 3.24. Немного страшновато ночью, еще и подстанцию развалили, через крышу дождь течет.
Треть пассажиров выходят на станции Ситковцы. Это - жители шести ближних сел. Еще человек двадцать выходят на станции Генриховка. До Гайворона поезд трогается полупустой.
Подняли цену со 170 гривен до 500
- Сокращение электропоездов ударило по самым бедным, - говорит 45-летний Михаил Задорожний, председатель депутатской комиссии по вопросам транспорта и связи во Львовском областном совете. - Эти люди теперь должны пересаживаться на вдвое более дорогие автобусы.
"Укрзалізниця" делает все для собственного обогащения. Это монополист, который подчиняется правительству. Пассажирские перевозки убыточные. Поэтому железная дорога хочет перейти в основном на грузоперевозки, которые приносят сверхприбыли. Еще в советские времена убыточные пассажирские перевозки покрывались прибыльными грузовыми.
Думаю, сейчас расчищается дорога для будущей приватизации "Укрзалізниці". Неприбыльные отрасли убирают, чтобы новый владелец получил доходную структуру. Так же сделали с "Укртелекомом". Его приватизировали и ликвидируют убыточное проводное радио.
Пока железная дорога является государственной структурой, они не могли в несколько раз поднять цену на проезд, например, в направлении Львов - Киев. Поэтому пошли другим путем. Якобы купили новые сверхбыстрые поезда и сразу цена на билет выросла со 170 гривен до 500.
Наша комиссия обратилась к железной дороге с просьбой не сокращать определенные направления пригородного сообщения. Пришел такой ответ: предлагают областному совету создать коммунальное предприятие, которое взяло бы на баланс поезда и само перевозило бы пассажиров на определенные направления. А прибыльными перевозками будут заниматься они.
В ситуацию должен был бы вмешаться Антимонопольный комитет. А общественность должна бунтовать, не позволять забирать рейсы.
Комментарии
3