— Волонтеры позвонили. Говорят, есть возможность отвезти передачу мужу. Он с 20 января в плену, защищал Донецкий аэропорт. Собрала сумку: конфеты, сигареты, чай, "Мивину", — рассказывает 28-летняя Виктория Бабенко из села Лузановка Каменского района Черкасской области.
Муж 31-летний Вадим служил в 95-й аэромобильной бригаде.
— 25 марта он получил передачу. Позвонил с телефона волонтера. Спросил, как дочь. Слышно, что и рад, потому что весть от нас получил, и огорчен, — продолжает Виктория. — Волонтеры сфотографировали Вадима. Похудел, небритый, на виске слева — синяк, руки черные. Держат их в подвале, выводят на работы. Об обмене пленными ничего не слышать. Вроде обещают до Пасхи. 6-летней дочери Даше пришлось сказать, что папа в плену. Она постоянно спрашивала, где он. Не знаю, кого просить, чтобы помогли освободить мужа. Обращалась к волонтерам, в Службу безопасности, к Порошенко, депутатам. Из Администрации президента даже подтверждения не пришло, что письмо получили.
— Передача Вадиму Бабенко — это первая адресная посылка, которая дошла. Даже не надеялись, что удастся, — говорит 51-летний Валерий Макеев, волонтер из Черкасс. — Пленным недостает еды. В Луганске, например, раз на день похлебку какую-то дают. И продукты туда трудно передать. В Донецке можно договориться.
В плену находятся 195 военнослужащих, где еще 340 — выясняют, сообщали в начале марта в Генштабе. В последний раз обмен пленным был 21 февраля. Тогда освободили 139 человек.
— Обмен пленными идет вяло из-за задержки со стороны ДНР и ЛНР. Освобождено более 2,5 тысячи человек. Осталось еще несколько сотен. Малые группы забираем регулярно, — говорит Юрий Тандит, парламентарий Центра содействия освобождению заложников при СБУ.
— Сепаратисты тянут время, — рассказывает волонтер из Киева Виктор Майстренко, 35 лет. — Были случаи, когда договорились — всех на всех. Собрали людей, которых они хотели получить. Тогда начали требовать, чтобы выдали документ с подписью президента, что Украина не имеет претензий к этим людям. А теперь звонят родным. Говорят: дайте интервью, что в Украине все плохо. Идите в Верховную Раду или Администрацию президента и требуйте освобождения пленных. Это — информационная война. Сепаратистов у нас человек 600. Наших в плену — около 2 тысяч. Это военные и гражданские.
— Пусть мне дадут 50 боевиков, и я привезу 50 наших, — говорит волонтер из Донецка Александр Кудинов, 48 лет. Доставляет пленным продукты. — В Донецке сейчас трое больных наших ребят. Их отпускают. Но украинская сторона не дает на обмен тех, кого просят ДНРовцы. Другая проблема: нет точной информации, где и сколько наших в плену. Их держат не только в Донецке, Луганске, но и в Крыму, России.
Зарплатные карточки заблокированы
— Общался с волонтерами, которые возят передачи пленным. Брату передать не удается. Объяснили, что его держат в другом месте. Одному Богу известно где, — рассказывает 32-летний Сергей Кузьминых из Житомира.
Его брата 38-летнего Олега взяли в плен 20 января. Он командир батальона 81-й штурмовой бригады. Ехал с бойцами в Донецкий аэропорт забрать раненых.
— Было видео с парада пленных и как их брали в плен. После того — никаких вестей о брате. С теми семьями, чьи мужчины в плену, общаемся. Помогаем. Наибольшая проблема, что их зарплатные карточки заблокированы. А есть семьи, где женщины в декрете, живут на съемной квартире.
Комментарии