Жителям оккупированной Донецкой области не хватает денег на еду и лекарства. Пенсионеры питаются просроченными консервами из российских гуманитарных конвоев. В очередях за ними падают в обморок, умирают.
6 января оккупанты ввели новые "приграничные правила". После этого курятина и яйца подорожали на 15%, сладости - на 30%.
— Российские конфеты и шоколад поднялись в цене. Теперь стоят, как местные. Шоколад ДонКо (производят в Донецке. - ГПУ) есть невозможно. Лучше мед покупать, - говорит донетчанка 78-летняя Юлия Марченко. - В магазинах на полках лежат испорченные фрукты и бакалея. В Макеевке в магазине "Семерочка" купила гнилые яблоки "Флоренция". За 800 граммов заплатила 39 рублей (17,5 грн - ГПУ)
— Купила манную крупу в "Республиканском" (захваченные магазины АТБ террористы назвали "Первый Республиканский супермаркет" - ГПУ), - говорит 40-летняя Наталия из Киевского района Донецка. - При покупке дефектов не видела. Дома открыла - живой уголок: червяки, жучки. Продают все без разбора. Смешивают свежий товар с залежалым.
На оккупированной Луганщине продукты дешевле. Однако недоступны для пожилых людей из-за низких пенсий. В социальных столовых Луганска необеспеченным выдают порцию тушенки - по талонам и количеству членов семьи. Очередь занимают за несколько часов до открытия. Постоянно возникают драки между жителями и работниками столовой. Хотят большие порции и не стоять часами в очередях.
— Суп с тушенкой и макароны растягиваю на несколько дней, - говорит пенсионерка Мария из Луганска. - Могу сварить суп из куриных шей. В день пенсии позволяю себе купить белорусских сарделек, потому что самые дешевые. Хлеб беру просроченный, потому что более дешевый. Пучок зелени - 10 рублей (4,5 грн. - ГПУ), кинза - 50 (22,5 грн), огурцы доходят до 200 рублей (90 грн) за кило. Фрукты и печенье позволить себе не могу. В месяц получаю 2094 рубля (942 грн. - ГПУ).
— Самый шик - привезти что-то из Украины, - говорит луганчанка Ольга Черненко. - Завидуют, потому что это - связи, возможности. Как когда-то вещи из-за границы. Имея зарплату медсестры 3500 рублей (1575 грн. - ГПУ), жить на оставшиеся после приобретения еды деньги невозможно.
Мясо покупают в сети "Луганские деликатесы". В магазинах нет сметаны. Ее берут на базарах по 80 руб. (36 грн) за 1 л.
— Оккупированные территории имеют три источника снабжения продуктов - Россию, Беларусь и Украину, - говорит луганский правозащитник 46-летний Дмитрий Снегирев.
— С Украины идут прерванным транзитом. По документам - в Грузию. Грузовики проходят пропускной пункт в Гоптовке на Харьковщине и заворачивают из России на оккупированные территории. Это 30 процентов. Другая схема - через логистические центры. Жителям прифронтовых районов неоккупированной части распределяют гуманитарную помощь. Через них идет контрабанда. Возникло понятие - "муравьи". Местные приходят группами, забирают товар и передают на оккупированные территории. Везут на себе, на "кравчучках", колясках. За это платят боевики. О схеме знает Министерство по вопросам оккупированных территорий.
Русские продукты – самые худшие, потому что из дешевого сырья. В магазины поступают часто испорченные. Самые лучшие - украинские. Люди разбирают алкоголь, папиросы, мыло, шампунь, стиральные порошки. Из белорусского ходовые - молочные продукты, сосиски и рыба. Дешевле русских.
Россия почти четыре года отправляет в Украину "гумконвои". Там есть продукты?
— Да, но употреблять их опасно. По дороге много портится. В прошлом году в Луганск через коммунальное предприятие "Поколение" завезли партию просроченных консервов для школ и детсадиков. Деньги положил в карман мэр Манолис Пилавов.
На месте продукты забирают руководители боевиков ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Леонид Пасечник. Продают людям через супермаркеты.
Откуда берут средства на пенсии?
— Идут из РФ. Через так называемый благотворительный фонд, который учредил "БМ-банк". В прошлом году Россия хотела перевести ДНР и ЛНР на самофинансирование, но это провалилось. От них имеет лишь убытки. Все попытки восстановить промышленность потерпели поражение. Наладили лишь сбыт угля в Украине через Россию как транзитную страну. Металлургия не работает.
Оккупанты могут прекратить выплачивать пенсии?
— Нет, потому что это зависит не от них. Россия взяла обязательство по содержанию оккупированных территорий, хотя и отрицает это. Соцвыплаты в ДНР и ЛНР для Путина - вопрос имиджа. Не хочет окончательно потерять лицо перед своими сторонниками. Играет в доброго царя.
Лекарства выписали с украинскими названиями, а предлагали русские
На оккупированных территориях Донбасса не хватает лекарств. Те, которые завозят из России, - сомнительного состава и не всегда есть в аптеках.
"Маме на ногу упал кусок бетона, - пишет в соцсети луганчанка Яна. - В аптечке - лишь йод. Пока врач осматривал маму, наступила ночь. Круглосуточная аптека - одна на город. Из списка в 10 препаратов были два. Утром объездила все аптеки. Лекарства выписали с украинскими названиями, а предлагали русские. Мол, на название не обращайте внимание. Обошлось в несколько зарплат. Когда делала прививку ребенку, вакцину дали бесплатно. Привезли по гуманитарке. За перчатки, шприц, вату и спирт заплатила".
— 80 процентов лекарств на оккупированных территориях - русские, - говорит эксперт Дмитрий Снегирев. - Поставляют с фирм в Ростове-на-Дону, Воронеже и Москве. Завозят гуманитарные конвои. ЛНР легально под заказ покупает у Украины успокоительные и лекарства для реабилитации после тяжелых операций. "Луганск-фармация" в ЛНР и "Стирол" в ДНР хотят наладить собственное производство лекарств, но безуспешно.
Комментарии
1