Ексклюзивы
пятница, 15 июня 2018 07:35

Мясо — "по-домашнєму", а оливки — "з "кізточками"

 

— Рекламу мелкие предприниматели часто делают сами или просят кого-то из работников. Сразу это не у каждого выходит. Тем более — грамотно. Я знаю, как начинается малый бизнес. Главное — стать на ноги и держаться на плаву. Какие там могут быть расходы на редактора и вычитку рекламы или объявления. Но научиться писать без ошибок самому не сложно, — заверяет основатель киевской студии изучения языка "Выгук" 27-летний Алексей Козюк.

— Много баннеров, афиш, рекламы на билбордах напечатаны с ошибками. Чаще всего — опечатки, руссизмы и пропущенные буквы. Их высмеивают в соцсетях: "Французські булки", "Оливки з кізточками" и "Мясо по-домашнєму".

Часто нарушают простые правила правописания. Много глупых ошибок допускают в меню ресторанов и кафе, — продолжает. — Франции у нас сильно достается. Это "французські" булки, соусы и мясо. Их пишут с неправильным суффиксом "зськ", который грамотным клиентам просто "режет" глаз. Постоянно рядом с нами устраивают "виїздні фотосессии". Хотя "виїзна фотосесія" тоже пройдет замечательно. А сколько у нас подают "мохито" вместо "мохіто".

Когда вы начали обращать внимание на подобные ошибки?

— Заинтересовался ляпами в рекламе после случая на занятии в киевской школе №20 три года тому назад. Говорю, что есть такое правило и нужно ставить апостроф. А ученик отвечает: "Как же так? Я видел, это слово в рекламе без апострофа". Тогда я понял, что вывески и рекламные щиты воспринимают как эталон. Никто не задумывается, что это может быть неправильно. Стал обсуждать с учениками неграмотную рекламу. Они тоже искали ее, фотографировали и показывали на уроках. Это дало лучший результат, чем правила из учебника. Сам стал как фильтр. Когда смотрел на рекламу — видел ошибки. За год делал почти сорок фото из наиболее интересного, что попалось. Теперь думаю, как их систематизировать.

Даете ли предпринимателям какие-то советы?

— Бизнес делают люди из стали, а не из страниц грамматик и словарей. Но когда эти пробивные люди еще и смогут грамотно общаться с клиентом, рассказывать о своем бизнесе — это будет лучше для всех. Я провожу с ними встречи на эту тему. Бизнесмены должны помнить о социальной ответственности перед клиентом. Заботятся о детдомах и бездомных, но о языке забывают. Высокий уровень грамотности — тоже их обязанность. Видя рекламу, граждане воспринимают ее как лицо. Поэтому бизнес может влиять на грамотность украинцев. Хуже всего — когда совсем не обращают внимания и пренебрегают языковой проблемой.

Как менялась ситуация с грамотностью рекламы?

— Важность языка начинают понимать, и это отражается на рекламе. Лет пять назад ошибок было очень много. Сейчас меньше, но попадаются.

Что ожидает безразличных к изменениям предпринимателей?

— Многие замечают ошибки в меню ресторанов. Принципиальный человек с радикальными взглядами может больше не прийти в это заведение. Есть такие, которые пишут публичные жалобы, — это очень действенная антиреклама. Украинские рестораны станут более респектабельными, когда обратят внимание на грамотность. Так проявят уважение к клиентам, которые это оценят.

Посетители сами должны быть образованы. Как с этим?

— Люди понимают, что правильно писать следует не только на уроках украинского языка. Грамотность — как "вакцина от дебилизма". Язык придуман и стандартизирован так, чтобы в нем было как можно меньше путаницы. Зачем же мы сознательно ее создаем своими ошибками? Следует исправляться — не двигаться за толпой.

Количество украиноязычных увеличивается. Есть немало групп и курсов, где можно научиться говорить правильно. Люди их посещают. Выросло новое поколение, которое не имеет комплекса неполноценности и ассоциирует себя только с Украиной.

Сейчас вы читаете новость «Мясо — "по-домашнєму", а оливки — "з "кізточками"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть