В среду украинское судно "Фаина", свыше четырех месяцев находившееся в плену сомалийских пиратов, прибудет в порт Момбаса в Кении. Потом моряки самолетом вернутся в Украину.
Перед перелетом экипаж должны осмотреть психологи из Харьковского института катастроф. Родные категорически против. Они боятся, что врачи сотрут из памяти моряков информацию, чтобы те не рассказывали лишнего.
— Этот институт специализируется на нейропрограммировании людей. О какой помощи может идти речь? — возмущается 40-летняя Ольга Гиржева, мать моториста "Фаины" Артема. — Мы не просим, а требуем не посылать туда никаких врачей. Мы им не доверяем. Хотим, чтобы реабилитацию дети проходили в Украине под нашим присмотром.
Женщина утверждает, что власть почти ничего не делала для освобождения заложников.
— Мы все это время пытались достучаться к правительственным чиновникам. Но нас игнорировали. Поэтому смешно было слышать, как Нина Карпачева (уполномоченная Верховной Рады по правам человека. — "ГПУ") заявила, что моряки поблагодарили ее за постоянную помощь и поддержку. Это ложь! Она связывалась с ними в октябре, когда была в Кении. Потом свыше трех месяцев никто с ребятами не говорил.
С 1 октября 2008-го родные моряков живут в Киеве, требуя освобождения "Фаины".
— Ездили лишь на Новый год домой. В столице снимаем квартиру. Я благодарна всему Татарбунарскому району Одещины. Люди мне на зарплатную карточку высылали деньги, — говорит Ольга Гиржева.
Сейчас "Фаина" своим ходом двигается в Кению. Ее сопровождают два военных американских корабля. Освобожденным морякам передали пищу, питьевую воду и медикаменты.
— Американцы доставили на судно почти 20 тонн дизельного топлива. Ведь все то, что было на "Фаине", пираты слили, — рассказывает Виктор Шаповалов, отец боцмана "Фаины". — Сын по телефону говорил, что никто не был уверен, запустится ли главный двигатель судна. Он слишком долго не работал. Если бы не удалось, корабль брали бы на буксир. Тогда бы он плыл в Кению вдвое дольше, шесть-семь дней.
Двигатель все-таки запустили, но на небольших оборотах. Поэтому судно идет медленно. В порту Момбаса "Фаину" ждут представители министерства обороны Кении. Они заберут оружие, которое им еще осенью должно было доставить украинское судно.
Вечером в прошлый четверг, 5 февраля, моряк "Фаины" связались с родными:
— Оставляя судно, пираты вынесли все личные вещи моряка. Сын пожаловался, что у него нет даже обуви. Все это время члены экипажа не переодевались. Они до сих пор в той одежде, в которой были во время захвата. Кто в шортах, кто в робах, — рассказывает Светлана Меладзе, мать 22-летнего стюарда Роланда.
Из 16 украинцев, попавших в плен на "Фаине", — восемь одесситов, пять моряков из Одещины. Еще трое — из Николаева, Винницкой и Херсонской областей. Четыре члена экипажа в плену отметили свои дни рождения. 5 января 23 года исполнилось Сергею Саранче, 11 января — Виталию Шелестову 39. Самому старшему члену экипажа — Евгению Григорьеву 22 января исполнилось 63. 6 февраля, на следующий день после освобождения, Юрий Лисютин встречал 41-й день рождения.
Ездили лишь на Новый год домой. В столице снимаем квартиру
Родные пострадавших не требуют у судовладельца морального возмещения.
— Владельцы "Фаины" намекнули, чтобы мы резких движений не делали. Моряки недавно освобожденного судна "Леманн Тимбер" попробовал получить компенсацию — ничего не получилось. Их внесли в черный список. Теперь найти работу ребятам будет трудно, — говорит Виктор Шаповалов.
За телефонные разговоры судовладелец высчитал из зарплаты каждого члена экипажа за декабрь по $200, говорят родные моряков. Вчера владелец "Фаины" опроверг это. Кто заплатил $3,2 млн выкупа, неизвестно. Официальных заявлений судовладелец не делал.
Комментарии