
— За время независимости государство мало вложило в развитие профессионально-технических учебных заведений. Мы получали деньги на стипендию студентам, зарплату преподавателям и оплату коммунальных услуг. Техническая база устарела. Компьютерные классы в последний раз обновляли лет 10 назад, — говорит 62-летний Николай Ластовка, заместитель директора по учебно-производственной работе Электрорадиотехнического лицея города Полтавы.
Сегодня заведения финансируют городские бюджеты. Стало лучше?
— Поразительных перемен не состоялось. Изменился лишь плательщик. Пока что задолженности нет, средства выплачивают вовремя. Также живем за счет спонсорских взносов родителей. Имеем дополнительный заработок от предоставления услуг — парикмахерских, по ремонту бытовой техники, телефонов и компьютеров. Заработанное идет на закупку инструментов для учеников или на ремонт.
Для местной власти финансирование профессионально-технических заведений — нагрузка.
Кто должен содержать учреждения?
— Нужно создать фонд развития профессионально-технических учебных заведений. Его должны наполнять работодатели, которым нужные квалифицированные кадры. Плюс — средства областного и городского советов. Можно было бы привлечь благотворительные организации. Директор любого училища мог бы прийти и попросить выделить средства на открытие востребованной на рынке специальности. Зарплату и стипендию должен покрывать госбюджет. Такое разделение финансов внедрили в Европе. Там тщательно подходят к развитию технических отраслей. Из Польши приезжают к нам, ходят по школам и поощряют 9-классников ехать к ним за знаниями. Часто учат бесплатно, обеспечивают питанием и жильем. Потом трудоустраивают.
Есть преимущества в сотрудничестве с горсоветом?
— Он ближе. Из местных кабинетов проще увидеть проблемы, которые есть у заведения. Тогда директорам проще убедить чиновников дать деньги на открытие новой специальности.
Какие еще существуют проблемы?
— За последние годы престижность рабочих профессий резко упала. Молодежь отвыкает от физического труда. Легче что-то вынести на базар и продать или же заняться таким в интернете. 80 процентов абитуриентов поступают сразу в вузы. В техникумы идут те, чьи родители не имеют много денег.
Дети видят, что перспективы по завершении неутешительны. Электромонтер получает 1,5–2 тысячи гривен. Кто-то 50 лет проработал на заводе, кое-кто — ни одного дня в жизни. А пенсия одинакова.
Что будет с профтехобразованием через 10 лет?
— Будущее неутешительно. Даже не знаем, как будем формировать бюджет на следующий год. На ближайшие три года Департаменты образования и науки планируют объединить профессионально-технические заведения. Например, в Полтаве могут объединить четыре заведения строительного направления. Тогда ежегодно будут сокращать по 10 процентов работников.
Комментарии