— На просфорне нужно псалтырь читать. Но мы здесь все автолюбители — говорим о машинах, о политике. Обсуждали грипп. Интересно, это серьезная болезнь или политическая истерия? — выпускник духовной семинарии Константин Ярмош выходит на порог пекарни при Свято-Троицком Ионовском мужском монастыре. Это около ботанического сада им. Гришко в Киеве.
С ним в пекарне работают семь прихожан. Слушают проповедь по местному радио. Двери запирают изнутри на ключ.
— Смотрите, на градуснике 41 градус. Иногда до 46 доходит, — вытирает пот со лба 28-летний Виталий Самитовский. Он автослесарь, сегодня присматривает за выпечкой. — Пекари меняются, потому что здесь жарко.
— Здесь все с высшим образованием — двое выпускников политехнического, один из театрального, играл в театре русской драмы, — говорит Константин. — 13 ноября праздновали Спиридона и Никодима — это просвирники печерские, наш профессиональный праздник. Даже с матушками в Зимненском монастыре около Владимира-Волынского пекли вместе.
Просвиры выпекают дважды-трижды в неделю, в две смены. Одна длится 2,5 часа. 28 ноября начинается Рождественский пост — смен станет пять. Раз в неделю замешивают тесто на большие просвиры для служб. Во вторник и пятницу пекут картофельно-луковый, горчичный и фруктовый хлеб, булки с корицей и маком, кексы.
— Вообще-то, женщинам сюда входить не положено, — потирает за ухом работник пекарни Богдан Дорошенко, 26 лет. Просфорней 10 лет руководит его брат, отец Давид.
У дверей два пластиковых мешка с просвирами, спеченными в первую смену. Выпечка еще теплая и мягкая. Константин Ярмош предлагает угоститься.
— Нужно перекреститься?
— Нет, они еще не освящены, это просто булочка. Воду для теста берем не святую, а из-под крана. Потому что если бракованные выйдут — не поднимутся или кривоватые, крошим курочкам. Сами с супом едим.
На стене икона Богородицы. Около нее — распечатанные молитвы. Перед сменой просвирники молятся 15 мин. Читают "Царю Небесному" и молитву к работе.
— У Спасителя две природы, человеческая и божественная. Поэтому просвира состоит из двух частей — низа и верха. Низ немного толще, — объясняет Богдан Дорошенко. — Мука только высшего сорта. За день используют 90-килограммовый мешок. Его хватает на три тысячи просвир. В каждом монастыре пекут из одних и тех же составляющих частей. Правда, некоторые не солят. Но на вкус все разные. Я свои просвиры по вкусу узнаю.
На стене старые советские листовки: "Выполним план великих работ!", "Ночь работе не помеха".
Кружочки из теста вырезают на дубовом столе. 37-летний Александр Выговский делает отпечатки на них металлическими печатями. На одной — имя Девы Марии, на другой — крест. На праздники пекут просвиры с ликом святого Ионы.
— Работал в банке, работа с цифрами сложная и ответственная. Ушел оттуда, — Выговский единственный из всех говорит на украинском. Учится заочно в духовной семинарии. — Здесь физически трудно, но легче исправить ошибку. Дома на кухню не лезу, это дело жены. Дети в садике хвастаются, что папа просвиры печет. Приношу им, потому что дома такого не испечешь.
Под большим плакатом "В пору рабочую пашут и ночью" двое пекарей сбрызгивают кружочки теста водой из пульверизаторов. Месиво быстро прокалывают шилом с четырьмя булавками. Слышно цокот.
— Это такая пробивачка, — говорит Дорошенко. — Чтобы две половинки сроднились и просвиру не разорвало.
Виталий Самитовский заглядывает в печь.
— Посторонись, — надевает рукавицы и достает оттуда бляху. Выпечку высыпает на широкий стол, накрывает тканью. Она будет лежать час. — Здесь сбоев не бывает. Как-то проводка загоре лась, так сами потушили. Разве что раз пришлось срочно ехать со своими продуктами в чужой монастырь, у нас электричества не было.
В церкви просвира стоит гривню. Хлеб продают по 6 грн, булки — по 5.
— Люди в ботаническом саду гуляют, слышат запах и идут к нам, — говорит послушница Анна, 53 года. Она продает свечи и крестики в церковном магазине. — А кто уже знает, те специально сюда едут.
Комментарии