— Моя мама — покойная Ярина Мицик — хорошо помнила голод и написала об этом книжку, — рассказывает директор музея истории земледелия в райцентре Тальное на Черкасчине 70-летний Вадим Мицик.
— Есть людей в селе Вишнополе Тальновского району начали зимой 1932 года. Ребята Грицко Футуран со своим товарищем Женей Жаруном собирались идти на кладбище рвать берестовые листья. Пошел дождь, и Женю мать не пустила. Гриць пошел сам и домой не вернулся. Кто-то сказал, что видел, как Иван Франчук завел парня в дом заезжей семьи Гальпрейтухов. Родители пошли в сельсовет, пришли с обыском. В подпечье нашли шесть человеческих голов. Мотря Гальпрейтух созналась, что Франчук приводил людей, они привязывали их к жерди, и она ножом выпускала из жертвы кишки. Мясо рубили, солили и складывали в кадку.
Весной 1933-го в семье Проценко из гречневой половы напекли маторжаников. 6-летний Петр хотел взять один. Дед Петр увидел и избил внука. Ребенок забежал за 20 километров в село Рога к тете Анне Дорошенко.
Мать Марина искала сына везде. Зашла и в Рога к родственникам. Анна созналась, что съела мальчика, а кости закопала под полом. Марина начала просить, чтобы та отдала останки. Анна откопала и отдала несколько костей. Мать замотала их в платок и всю дорогу до Вишнополя обливала слезами. Остатки сына закопала под грушей и насыпала могилу. Дед Петр собрал всю семью, сел на первый поезд. Сошли аж на конечной станции — в Ленинграде. С тех пор живут там.
Александра Рябенко съела своих детей Лукию и Петра. Домника Дихтяренко из человеческого мяса делала котлеты и продавала в соседнем Легедзином.
Николай Довгошия поскользнулся на мокрой после дождя земле и упал. Подняться не смог. Когда люди возвращались с поля, мертвое тело в нескольких местах было вырезано.
В 1932 году в Вишнопольской школе было три пятых класса, в которых учились по 40–45 детей. Седьмой класс закончили 28 учеников. Остальные умерли от голода.
Милиция ожидала в доме
— Не ешьте меня, папа. Я вам ягодок нарву, колосков насобираю, — просил 5-летний мальчик отца. Он увидел, что тот вынес из хлева косу, которой зарезал двух старших детей. Спрятался на верхушке черешни. Отец достал его с дерева, с женой съели последнего ребенка.
Эту историю рассказала женщина из Виннитчине. Ее отец Арефа Хавруцкий во время Голодомора был председателем сельсовета. Ему доносили о случаях людоедства в селе, он должен был сообщать в районную милицию.
В июне дети объедали еще зеленые ягоды. Выследив за селом девочку, которая влезла на черешню, мужчина взял косу и мешок и будто пошел по траву. Дождался, когда ребенок слезет с дерева, отрезал косой голову и положил в мешок. Кто-то это увидел и сказал председателю сельсовета. Пока мужчина пришел домой, милиция уже ожидала в доме. Мать девочки увидела ребенка, разрезанного на куски, и умерла через три дня от сердечного приступа.
Комментарии
1