- Как сейчас помню: еду на поле доить коров, и здесь резкий запах. Замотались в одеяла, на поле так и не доехали. А Толя, брат мужа, хорошо травонулся, - говорит 56-летний Александр Павленко из села Красное Козятинского района Винницкой области. В начале июня поля за пастбищем покропили пестицидами. Яд попал на растения, животных, людей.
Александр с женой Надеждой держат по 13 коров и телят. Выпасают на полянах вдоль рек и прудов, потому что своего пая не имеют.
- 12 лет с Надей проработали в приусадебном хозяйстве в селе Степь соседнего района, - вспоминает. - Я бригадиром, она - завскладом. А земли нам не дали. Когда в 2002-ом делили на паи, у нас каждые два месяца забирали паспорта. Как мы поняли позже - подделывали наши отказы от земли. Эти коровы и телята - наш единственный способ выжить. Живем на границе Калиновского и Козятинского районов. Два года тому назад нас гоняла калиновская милиция. Говорила, что наши коровы выпасли 800 гектаров травы фермера Вячеслава Тизуна. Он держит все земли в Степи.
Александр Павленко ведет за село. Показывает поляны, где выпасает скот. За ним еле идет зять 59-летний Анатолий Новицкий - худой, кожа серая, глаза запали.
- Они обрызгивали вертолетом несколько дней подряд, - говорит Новицкий. - Такой туман стоял. Картошку полол, нанюхался. Сразу затошнило, рвал кровью. Сын заставил ехать в больницу. Сел за руль и в Самгородку (соседнее село. - "ГПУ"). Лишился чувств. Там фельдшер вызвал "скорую". В реанимации лежал три недели. Подал заявление в прокуратуру, потому что никто не предупреждал о том, что будут кропить. Наше село в яме, ветер в нашу сторону, а у нас ведь маленькие внуки.
20 июня другой участок земли, где Павленко тоже выпасают скот, покропил от сорняков сельский совет Новой Гребли.
- К нам в тот день зашел какой-то незнакомый мужчина в шляпе с толстым голым пузом, - вспоминает 54-летняя Надежда Павленко. - То был глава сельсовета Новой Гребли Анатолий Андриюк. Спросил, наш ли скот на поле. Я кивнула, что да. Приказал забрать, потому что то место будут обрызгивать ядами. Позвонила мужу.
- Ехал с дойки, а они обрызгивали полным ходом, - присоединяется Александр Павленко. - Брызгали по коровам, по припонам. Кричу: "Остановитесь!". Выходит Андриюк: "Замолкни, гнида. Так сделаю, что ты долго меня помнить будешь". Ударил по шее рукой, потом руку выкрутил. У меня шишка была, руку до сих пор поднять не могу. А лето на улице, косить надо, доить.
Сейчас семья пасет скот в 5 км от дома. Ищут участки под лесом, где на траву не попал яд.
- В тот день Павленко был пьян, протягивал ко мне руки, вот и напросился, - говорит Анатолий Андриюк, председатель Новогребельского сельского совета Калиновского района. - А к тем 12,5 гектара земли, на которых он пасет коров, не имеет никакого отношения. Если хотят пользоваться - пусть платят нам аренду.
Комментарии