вторник, 01 декабря 2015 00:20

"Киеву есть куда развиваться без дополнительных территорий. Мы не будем идти по пути Москвы"

 

- Давать мне, только когда будет звонить начальство, - исполняющий обязанности главного столичного архитектора 40-летняя Анна Бондарь отдает мобильный помощнице. Встречаемся в кабинете на третьем этаже департамента градостроения и архитектуры КГГА. Она опаздывает на полчаса.

- Вызывало руководство, - объясняет секретарь.

Спрашиваем об открытии кафе "Эль Кафа" в Доме профсоюзов (сгорел во время Майдана, там погибли несколько десятков активистов. Кафе закрыли под давлением общественности - "ГПУ").

- Сложный вопрос. С одной стороны, мы не можем быть в постоянном трауре. Но в этом здании погибли люди. Поэтому решать, что там разместить, нужно на публичном обсуждении. Мы исследовали опыт Германии. Там провели бы местный референдум, который и изменил бы назначение этого объекта.

Дом профсоюзов принадлежит нескольким организациям. Город не может влиять на частную собственность.

Как избежать таких ситуаций?

-  Должны запускаться публичные процессы. Работаем над проектом "Право на город". Он должен выработать механизмы - как общественность участвует в принятии градостроительных решений. Пока закон в этой отрасли непутевый. Прописаны четыре процедуры, но ни одна не работает. Исследуем опыт США и Германии. Он очень разный. Надо понять, какая схема подходит нам.

Где должен быть мемориал погибшим на Майдане?

-  Мы провели конкурс "Территория достоинства", посвященный переосмыслению, - как из центральной части города сделать качественное общественное пространство.

Конкурс начинали в апреле 2014-го, когда Майдан еще стоял. Люди обращались с таким требованием, присылали макеты своих предложений. Тогда мы не могли понять, как через установление мемориала объяснить иностранцам, почему люди выходили на Майдан? Даже простой вопрос, должен ли быть там памятник - не имел ответа. Мнения разделились. Одни говорили ставить на Грушевского, другие - на Институтской, третьи - на Майдане. Так же не понимали, где создать музей - в Украинском доме, Доме профсоюзов, Октябрьском дворце или в каком-то новом здании. Трудно было сформировать задание, когда есть много людей, которые говорят разное. Поэтому после обсуждения, которое продолжалось полгода, разработали конкурсное задание.

По его итогам сложилось определенное виденье. Мемориальный комплекс должен быть на аллее Героев Небесной сотни. Будет включать три элемента - музей Свободы и Майдана, памятный камень и саму аллею героев. Место под аллею есть, а музей может быть на месте засыпанного котлована возле метро Крещатик. Перед ним будет стоять памятный камень. Результаты конкурса мы передали в Администрацию президента и Министерство культуры.

Как должен был бы измениться центр города?

-  В первую очередь - стать безбарьерным. Доступным для всех людей, независимо от возраста, пола и здоровья. Если есть лестница - рядом должен быть пандус, есть подземный переход - должен быть и наземный. В Барселоне, Париже, Лондоне есть голосовая навигация для маломобильных групп населения. Мы в этом направлении предпринимаем только первые шаги.

Разрабатываем новую концепцию размещения рекламы. Хотим ограничить ее количество в зоне Софии Киевской, Лавры, памятников архитектуры.

Во время всего разговора Анна часто смотрит на часы.

Изменился ли Генплан города, который согласовали два года тому назад? Отвечает он настоящему времени?

-  Только начинаю в нем разбираться. Изучаю градостроительную документацию, исследую планы территорий. Пытаюсь это делать по схеме, как в Германии.

Почему именно эта страна?

- Много наших экспертов - оттуда. Но это - не только Германия, а в целом европейский опыт. Их модель для нас более пригодна, чем американская.

Система планирования в Европе состоит из формального и неформального планирования. Формальное - это Генплан, который включает все. Неформальное - стратегия и развитие отдельных территорий.

Что вас не устраивает в нынешних планах территорий?

-  Они слишком детализированы - изображена каждая деталь, коммуникации, насаждения. Архитектор это поймет, но для большинства киевлян это ничего не даст. Выходит, все строится в соответствии с законом, но люди не знают, что именно. Информация должна быть доступная. Чтобы каждый человек понимал: что будет строиться, что останется без изменений. Тогда не будет недоразумений между инвесторами и обществом, как сегодня.

Генпланом предусмотрено общее развитие города и области. Как вы это представляете и как это может изменить город?

-  В ближайшие годы город будет развиваться отдельно от области. Генплан не предусматривает включения в черту города земель Киевщины. Столица только будет уплотняться. Плотный и компактный город - экологичнее. Чем он больше, тем больше в нем транспорта. Мы не будем идти по пути Москвы. Киеву есть куда развиваться без дополнительных территорий.

Где искать место для новостроек?

-  Сносить аварийные дома. На их месте возводить новые, более высокие. Но так мы рискуем превратиться в город высоток. Поэтому надо менять законодательство. В той же Германии есть ограничение - не выше 21 метра. Это восемь этажей. Такие дома позволяют планировать квартальную застройку, что присуще Киеву и комфортно для людей.

Как распределить транспортную нагрузку на дороги?

-  В Киеве появилась транспортная модель. Это специальная компьютерная программа. Она позволяет увидеть, как изменения в городе отразятся на транспортных потоках. Например, кто-то хочет построить 16-этажку с супермаркетом. Вписываем это в программу и она рассчитывает, сколько там будет жить людей, количество автомобилей. Насколько увеличится пассажиропоток и где будут пробки.

Так можно оптимизировать движение общественного транспорта.

О каких маршрутах идет речь?

-  Наиболее проблемные районы - Троещина и центр. Предложили изменить маршруты общественного транспорта. Одно из предложений уже претворили в жизнь. Троллейбус из Троещины едет на центральный железнодорожный вокзал.

На Подоле составили такую схему проезда, чтобы оставить пешеходной Контрактовую площадь и часть улицы Сагайдачного. Без наземных или подземных переходов. Просто поменяем местами дорожные знаки. Такого в Киеве никто не делал.

В историческом центре запрещено строительство. Ваш предшественник на этом посту Сергей Целовальник говорил, что новые дома будут возводить на месте заброшенных заводов, складских цехов и пустырей. Начато ли такое строительство?

- Ранее планировка столицы зависела от размещения предприятий. Подсчитывали, сколько нужно возвести домов, на какое количество жителей. В настоящее время большинство объектов постиндустриального наследия не работает. Эти предприятия - большие пятна на теле города, не позволяют ему быть компактным. Фактически, перерезают микрорайоны.

В Европе разрабатывают возможность перенесения постиндустриальных территорий. У нас такого еще нет, но планы есть. Но пока не понятно, куда их переносить. Не везде можно строить – из-за вредности предприятия. Придется снимать верхний слой почвы. Или сооружать нежилое помещение. Например, общественный центр "Артплатформа" в Дарнице - территория заброшенного завода.

Как быть с застройками, которые возводятся во дворе на расстоянии 20 метров от жилых домов?

-  Это нарушение закона. В Киеве более 500 незаконных застроек. Причины три: землеотведения начала 2000-х, противоречащие здравому смыслу, слишком либеральный закон о регуляции градостроительной деятельности и отсутствие общественного обсуждения.

Что делать городу с незаконными застройками?

-  Провести классификацию по готовности объекта и принять политическое решение. Если дом уже стоит, люди раскупили квартиры - это одно. Если только вырыт котлован - другое. Если он возведен, но на коллекторе, то надо сносить без разговоров. Если компания имела согласительные документы - предложить альтернативный участок. Но не таким, которые строят без разрешений. Был случай на улице Жилянской, где бизнесмен без документов возвел 30 этажей и продал квартиры.

Как жителям узнать, не покупают ли жилье в незаконной застройке?

- Должны проверять документы. Отправлять запросы в Киевсовет, ГАБИ. Там на все письма реагируют. Привлекать юристов.

Незаконными застройками должны заниматься правоохранительные органы. Мэрия не имеет на это влияния. Однако город ведет мониторинг застройки, информирует население о самовольных объектах. В мае открыли городской интернет-портал - Центр мониторинга застройки (monitor.mkk.kga.gov.ua). Киевляне перед покупкой недвижимости могут посмотреть, каким цветом выделен объект. Если красным - покупать не стоит, потому что есть проблемы с документами.

800 обращений поступает в департамент архитектуры ежедневно.

9 рабочих встреч в день имеет главный архитектор Киева.

Старшая дочь учится на архитектора

Анна Бондарь родилась в Киеве в семье архитекторов. Окончила факультет теории и истории искусств Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Впоследствии - архитектурный факультет Киевского национального университета строительства и архитектуры, магистратуру в национальном университете "Львовская политехника".

Работала архитектором и рекламистом.

Курировала архитектурные конкурсы. Куратор первого в Киеве фестиваля городских проектов "PRO город". Руководила Службой градостроительного кадастра департамента градостроения и архитектуры.

В октябре 2015-го назначена исполняющей обязанности главного архитектора города.

Замужем, воспитывает троих детей. Старшая дочка учится на первом курсе архитектурного факультета.

Сейчас вы читаете новость «"Киеву есть куда развиваться без дополнительных территорий. Мы не будем идти по пути Москвы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть