4 февраля в столичном кинотеатре "Киев" началась неделя кино Александра Довженко. Впервые на широком экране показывают обновленные фильмы режиссера. Среди них "Земля", "Звенигора", "Арсенал", "Аэроград", "Щорс".
Девять картин Довженко реставрировали два года.
— Сначала оцифровали кинопленку. Потом удалили дефекты — пятна, царапины, дрожания изображения, улучшили цвет, — говорит 49-летний Юрий Помазков из фирмы "АйБиЭс", которая реставрировала фильмы. — Довженко писал, что за всю жизнь не видел ни одной своей картины на хорошем экране и качественной пленке. Надеюсь, нам удалось это исправить. Предлагали украинским телеканалам, но говорят, что не формат. Люди сейчас только "Аватары" разные смотрят.
Тысячу подарочных дисков с фильмами Довженко вышли не для продажи. Министерство культуры распространяло их на приемах и презентациях. Неделю Довженко начали показом ленты "Земля". Этот фильм мировая кинокритика в 1958-м признала одним из 12 лучших в мире.
— Режиссер Андрей Тарковский перед каждым своим новым фильмом смотрел "Землю" и каждый раз удивлялся ее простоте, — говорит киновед Лариса Брюховецкая. — В 1930 году Довженко два месяца возил "Землю" по европейским столицам. Немцы хотели вырезать сцены с попом, который посылает проклятия, и обнаженной женщиной. Режиссер и представители киноуправления запротестовали, фильм не трогали. Во всем мире его сразу признали шедевром. Но кремлевский придворный поэт Демьян Бедный написал на него розгромний фельетон. Довженко очень тяжело это переживал.
Зрители могут посмотреть картины Довженко до 11 февраля за 25–35 грн. Билеты на "Землю" стоили 50 грн. Черно-белое немое кино длится час.
— После тяжелой рабочей недели было немного сонно смотреть фильм без звука, но это же классика, — делится впечатлениями зрительница Христина Заник, 24 года.
— Видела этот фильм по телевизору в детстве, — рассказывает 58-летняя Антонина. — С того времени вспомнила лишь кадры, где герой танцует и где едет трактор. Очень хорошо восстановили изображение.
— Я даже подумал, что надписей не будет. Читал их и все понимал, — говорит о титрах между сценами ее внук Владислав, 8 лет.
Комментарии