В коммунальную собственность земельная комиссия Киевсовета вернула часть парка "Наталка" на столичной Оболони. Это участок от гольф-клуба до так называемого сталинского метро — бетонного кессона. Так называется наземная часть подводного тоннеля, который должен был пролегать под Днепром. Конструкция в форме трубы высотой 17 м, длиной — 52 м.
— Теперь ожидаем выделения бюджетных денег на частичную реконструкцию, — рассказывает глава общественной организации "Парк Наталка" 30-летняя Наталия Манюк. — Труба должна стать открытым для людей комплексом. Поэтому нужны тщательные исследования, чтобы решить, что именно с ней делать. Объект имеет историческую ценность. Раньше были слухи, что его хотят покрасить в желтый цвет и открыть ресторан. Авторы такой бизнес-идеи увидели в этой трубе подводную лодку. Как в песне группы "Битлз" "Еллоу субмарин". Причем без согласования с жителями. Уже краску искали. Однозначно, это не тот формат.
— Труба или кессон — один из объектов недостроенного комплекса железнодорожных тоннелей под Днепром на севере и юге столицы. Их возводили в 1930–1940-х для дублирования железнодорожных мостов в рамках создания городского укрепленного района, — говорит киевовед 31-летний Григорий Мельничук. — В документах строительство известно как "Объект №1". В народе — "Сталинское метро". На юге сделали несколько участков тоннелей и портал. Объекты расположены на Жуковом острове, острове Водников, на Осокорках. На северном тоннеле — в районе Оболони — построили только кессон. Он должен был опускаться на глубину, под Днепр. Внутри такой трубы может проехать поезд.
Объект №1 в советское время был засекречен. Подавляющую часть документов хранят в Москве, в Киеве их незначительная часть. Сегодня труба не имеет никакого статуса. Для ее сохранения, в первую очередь, необходимо сделать объект достопримечательностью науки и техники. Что дальше — вопрос дискуссионный. Возможно, создать музей Киевского укрепрайона. Но главное — защитить и привести в порядок. Сейчас в него зайти страшно. Там горы мусора.
Комментарии