В селе Моринцы Звенигородского района Черкасской области, на родине Тараса Шевченко, в конце октября снесли дом?XIX в. Дом Мефодия Тютюнника, который называют хатой чумака, возвели в 1854-ом. Несколько лет из-за аварийного состояния туда не пускали туристов.
Глава Черкасской облгосадминистрации Сергей Тулуб заявил, что хату не развалили, а разобрали, чтобы возобновить. Это подтвердил министр культуры Леонид Новохатько. Президент Виктор Янукович поручил генпрокурору Виктору Пшонке проверить обстоятельства демонтажа. Выявили, что его провели с нарушениями. В частности, не зарегистрировали соответствующую декларацию в инспекции Госархивстройконтроля.
1 ноября гендиректор национального заповедника "Родина Тараса Шевченко", в который входит хата чумака, - Александр Комаренко написал заявление об освобождении. На должности был с 2011 года. Исполняющей обязанности стала его предшественница Людмила Шевченко, которая возглавляла комплекс 16 лет.
-?Хата разрушалась и оседала. Треть столбов и досок сгнили, - говорит Виктор Зорькин, занимающийся реставрацией. - Ее воссоздадим в первозданном виде. Можно ли было не валить? Можно. Но это дало бы временный эффект. Решили сделать, как в музейном комплексе "Пирогов" под Киевом. Разберем, а потом возобновим. Все снято и сфотографировано. Размеры восстановим. На бетонный фундамент поставим новую дубовую обвязку. Плиты здесь добротные. Пол будем мазать глиной.
-?На возобновление хаты чумака областной совет выделил 300 тысяч гривен, - говорил до своего увольнения 59-летний Александр Комаренко. - Старое здание насквозь прогнило. Не понимаю, почему поднялся шум. Так же реконструировали хату дьяка, хату Чорновила. Написать заявление меня никто не заставлял. Нагнетание истерии вокруг реставрации не могло длиться бесконечно. Поэтому я решил уйти по собственному желанию, чтобы разрядить ситуацию. Конечно, приказ демонтировать хату чумака отдавал не я. Кто это сделал, не скажу.
Реставрацию планировали закончить до 200-летия со дня рождения Шевченко. Однако после скандала средства на ремонт здания так и не поступили, потому работы не проводят. Добротные доски сложены в кучу, накрыты и пронумерованы.
Неподалеку проезжает на велосипеде мужчина лет 70.
-?Какая это хата чумака? Придумали невесть что. Ей немного больше 100 лет. Здесь стояли несколько старых зданий. Чтобы они не портили пейзаж, их снесли. А людям колхоз построил. Деду Мефодию почему-то не сделали. Он часто болел, сидел на завалинке и бухыкал. Он не только сам не чумаковал, он их в глаза не видел. Когда дед умер, бросились с идеей: давайте сделаем из его хаты усадьбу чумака. Для шевченковского колорита.
-?Мефодий Тютюнник не чумаковал. Этим занимался его отец, - объясняет Станислав Сурженко, младший научный сотрудник шевченковского заповедника. – В 1964-ом по предложению этнографа Ивана Гончара дом Тютюнника сохранили и назвали хатой чумака.
Виктор Зорькин беспокоится, что из него сделают козла отпущения.
-?Я сразу заявил, что денег отсюда украсть не дам ни копейки. Теперь слышу разговоры, что будут реставрировать без меня. Сожалею, что влез в это. Вчера в соседнем селе бабы спрашивали: правда ли, что я хату чумака разобрал? Если не дадут собрать, не знаю, как с такой славой буду жить.
Во второй половине ноября на Черкасчине ухудшатся погодные условия, по прогнозам синоптиков. Возобновить хату к 200-летию Шевченко могут не успеть.
Комментарии