Волонтеры "Армии SOS" с июля прошлого года изготовили больше 50 беспилотников. Их используют для аэроразведки во всех секторах зоны АТО. Собирают аппараты в киевской мастерской на ул. Василия Яна вечером или ночью, когда мастера приходят после основной работы. Чтобы сделать один беспилотник, нужно не меньше двух недель. Стоит $4 тыс. Деньги перечисляют люди. Аппаратам волонтеры дают имена: Киборг, Первый, Тетешка, Трешка. Шесть беспилотников боевики сбили.
"Армия SOS" вела авиаразведку в Донецком аэропорту и Дебальцево. Территорию, которую охватывает беспилотник за один вылет, разведчики могут прочесывать две недели.
— Мы выезжаем на фронт и выполняем задание конкретных боевых частей, — рассказывает волонтер 56-летний Юрий Кучеренко. Он бывший директор Одесского зоопарка. До войны увлекался авиамоделированием. — Своим беспилотником раньше снимал море. У военных есть беспилотники 1950-х годов. Мы их торпедами называем. Толку от них мало. Когда во время боев за Дебальцево поднялась шумиха, что пролетел российский самолет, это был именно такой беспилотник. Это настоящая летучая бочка.
У наших самолетов ручной метод управления. Можно уклониться от маршрута в сторону, если во время полета замечаешь что-то интересное. Если бы мы запускали робота (беспилотник, которым управляет программа. — "ГПУ"), теряли бы 70 процентов информации. Бывает, летишь в какую-то точку. Вдруг видишь в поле свежие следы или пыль. Разворачиваешься. Оказывается, едет вражеская техника.
Самолеты последней модификации, которые сейчас делаем, оснащены тремя видеокамерами. Курсовая на носу — для ориентирования пилота. Зум-камера — увеличивает и приближает объекты, направлена вперед. Третья нацелена вниз. Все записывают одновременно. Начинали с одной камеры. Самыми первыми использовали "коптеры", они похожи на маленькие вертолеты. Эффективны во время городского боя, далеко не летают. Беспилотники-самолеты могут удаляться на 40 километров, летать два часа. Есть места, куда разведка не может дойти. Там управляемые беспилотники бесценны.
В Дебальцевом имели уникальный опыт. Бойцы выходили ночью, был туман. Многие люди заблудились. Мы сидели в штабе 30-й бригады в Мироновском. Ребята в темноте нащупывали какие-то ориентиры, а мы смотрели записи дневных полетов беспилотников и указывали дорогу. Это было приблизительно так: "Видите подбитый танк? Берите вправо от него".
Юрий включает на ноутбуке видео полета над окраинами Дебальцевого.
— Вот подбитый джип, который "Армия SOS" подарила 30-й бригаде. Его грохнули в первый же день, — показывает на мониторе. Местность вся покрыта черными пятнами от разрывов снарядов. — Наша артиллерия била по российским "Градам" по координатам, которые давали мы. Поймали кадр, как сепары разгружают боекомплект. Конечно же, потом туда прилетели украинские снаряды.
Во время последнего вылета в моем беспилотнике было шесть дыр — боевики обстреляли из автоматов. Мы не прерываем полет, когда нас засекают. Информация ценнее. Были случаи, когда просто с монитора фотографировали координаты и отправляли в штаб, чтобы позиции врага накрыла артиллерия. Наш известный видеоролик, который сняли 15 января над Донецким аэропортом (набрал 2 миллиона просмотров в интернете. — "ГПУ"), монтировали с двух полетов. Нашли 94 точки для стрельбы артиллерии.
Однажды летали на Горловку. Российские РЭБы (средства радиоэлектронной борьбы. — "ГПУ") заблокировали управление беспилотником. Мы потеряли над ним контроль. Самолет пролетел 24 километра, снял три сепарские базы и сел в поле. Мы знали координаты посадки. Дали их разведчикам. Те пошли в глубокий тыл врага и вытянули аппарат. Это был колоссальный риск. Разведчики шли 15 километров по чужой территории. Под Дебальцевым мы с командиром 30-й бригады смотрели видео одного полета. Он спрашивает своего разведчика — сколько тебе нужно времени, чтобы пройти этот участок? Тот ответил: 15 дней. Бывает, физически пройти невозможно. Много полей, открытой местности. Ночью не пойдешь, потому что везде заминировано. Если тебя засекли, шансов отбиться — нуль. Сейчас наши программисты работают над тем, чтобы можно было обходить новые российские РЭБы.
Из-за перемирия люди перечисляют гораздо меньше денег на изготовление беспилотников. А летать сейчас нужно больше. Смотреть, где боевики прячут технику, которую должны отводить.
Помог найти в лесу самогонщиков
С помощью беспилотника в июне определяли масштабы пожара на нефтебазе "БРСМ-нефть" под городом Васильков на Киевщине. Пограничники искали тех, кто нелегально добывает янтарь, на Житомирщине и Ровненщине. На Хмельнитчине искали заключенных, сбежавших с поезда.
Инспекторы ГАИ в Днепропетровске используют беспилотник, чтобы наблюдать за дорогой. Выявляют причины заторов, состояние проезжей части.
Столичное турагентство летом доставило с помощью беспилотника путевку клиенту. Тот пил кофе на террасе кафе.
В Беларуси в лесу нашли подпольный цех, где варили самогон. Беспилотник оснастили тепловизором. С высоты он зафиксировал источники тепла. Передал координаты милиции.
Комментарии