От начала аннексии Крыма исчезли 18 татар, сказал во время заседания парламентской ассамблеи Совета Европы лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев. В домах, мечетях, библиотеках проходят обыски.
— Исчезают люди, которые не являются активистами, политиками, членами Меджлиса или делегатами курултая. Понятно, почему исчез Решат Аметов. Он выразил протест в канун так называемого референдума о статусе Крыма, — говорит 34-летний Нариман Джелялов, заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа. — Ребята, которые исчезли в начале мая, Тимур Шаймарданов и Леонид Корж, были связаны с общественной организацией "Украинский дом". В свое время активно помогали украинским военным. Другие люди исчезают непонятно почему. Ни один не вел ни политическую деятельность, не высказывался резко. Никто ничего не требует. Не понятно, зачем их похищают, как выбирают и кто к этому причастен.
Тело активиста Решата Аметова с признаками насилия и пыток нашли 15 марта в лесу возле села Земляничное Белогорского района. Что известно по этому делу? Наказали виновных?
— Виновных не нашли. Власть отрицает свою причастность к похищениям.
Что ищет полиция в домах?
— Запрещенную в России литературу. Это более двух тысяч книжек. Список составлен по запрещениям судов, которые шли в России. Это книжки, которые издавались в Москве. Авторами являются религиозные деятели. Одна из таких — Коран, переведенный азербайджанским ученым. Этот перевод считают одним из лучших на русский язык.
На прошлой неделе похоронили похищенного Эдема Асанова. Есть версия, что он имел отношение к делу заключенного в России режиссера Олега Сенцова.
— Эдем совершил самоубийство и оставил записку, чтобы родственники никого не обвиняли в его смерти. Но во время похорон многие не верили, что мог убить себя. Говорили, его заставили написать ту записку. Близкие говорят, Эдем занимался музыкой, не входил ни в одну партию. Связь с Сенцовым отрицают. Но она может быть очень далекой, например, в телефоне был записан номер. В доме моего коллеги Али Хардигина проводили обыск на основании того, что он имел визитку Сенцова. Рефата Чубарова остановила на границе прокурор Крыма и обвинила в том, что он встречался с Мустафой Джемилевым. Даже за знакомство, за любую связь с теми, кого преследует власть, могут вызвать на допрос.
Есть цифра, что из Крыма на материковую Украину выехало семь тысяч татар. Где живут, чем занимаются?
— Призываем татар возвращаться на родину. В физическом плане ситуация не настолько угрожающая, как на Донбассе. Многие наши люди до сих пор остаются в Львовской, Киевской областях. Это преимущественно молодежь, которая работает и учится. Многие ребята отказались давать военную присягу России и выехали служить на территорию Украины. Максимально работаем над тем, чтобы крымские татары не оставляли полуостров.
Были попытки захватить имущество, дома, бизнес татар?
— С бизнесом пока что проблем не возникало, потому что татары занимаются преимущественно малым и средним бизнесом. А до него еще не дошли руки у власти. Есть проблемы с крымскотатарским телеканалом АТР. То, что он показывает в новостях, не очень нравится власти. В последние дни заговорили о том, что канал закроют или заберут у владельца. Дома и имущество не захватывают.
Многие люди приняли российское гражданство?
— Есть те, кто не воспринял эту ситуацию. Не хотят менять гражданство, номера на автомобилях. Кто-то не выдерживает и выезжает из Крыма. Но большинство принимают правила игры. Понимают: это оккупация, есть свои правила. Если для того, чтобы оставаться на родине, кормить семью, нужно взять российский паспорт — берут. Однако украинские паспорта берегут.
Что будут делать татары дальше?
— Будем проводить мирные акции, собрания, будем защищать свои права. Будем поддерживать связи с правозащитными организациями, международными организациями. Пригласили представителей ООН и ОБСЕ. По отдельным вопросам будем общаться с местной властью. Сейчас татары сплочены, как никогда.
Комментарии