- Развитое государство от неразвитого отличает то, как оно реагирует на кризис. Если есть система принятия решений, государственный механизм хорошо работает, тогда эта страна претендует на роль развитого государства, - считает 41-летний Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры Украины.
- К сожалению, реакция власти на наводнение, прокатившееся по Западной Украине в конце июня, была очень запоздалая. Адекватных мер было принято мало, финансирование до сих пор отсутствует. Люди не знают, что им делать, и со стороны Киева не получили никакой помощи. Более того, были попытки на уровне чиновников или замолчать, или уменьшить эту катастрофу. Но реально, последствия - катастрофические для западного региона.
О наводнениях в Карпатах в основном говорят в контексте вырубки лесов. Но причина ведь не только в этом?
- Это одна из основных причин. Хотя видим затопления и городов в нелесистой местности. У нас действительно меняется климат. Должна быть высокая готовность к этим изменениям, в том числе инфраструктурным. Нужны новые технологии в строительстве дорог, мостов и защитных дамб. Сейчас такая работа совсем не ведется. Мы ее начали еще с позапрошлого года, проектируя новые решения по дорожной сети. Не вижу, чтобы новая команда продолжила. В лучшем случае подстраиваются разрушены дамбы. Но климатическая ситуация ухудшается и при таком количестве осадков они будут уничтожены снова.
Паводки будут только усиливаться. Погода становится более непредсказуемой, с высоким количеством осадков за короткое время. Надо готовить к изменениям и крупные города, и отдаленные районы.
Сделали выводы после паводка 2008 года?
- Сделали, но они недостаточны. Только с 2016 года начали реально восстанавливать мосты, снесенные наводнением 2008 года. На западе Украины начали много долгостроев. Кое-где поустанавливали опоры, стали восстанавливать дороги. Затем забросили почти на десятилетие. Теперь эта работа должна быть продолжена. Видим огромные вызовы при ограниченном финансировании дорожного комплекса. Хотя обещали 120 миллиардов гривен, будет их значительно меньше. Надо направить дополнительные средства туда, где повреждены более 300 километров дорог, из них 150 - полностью разрушены. Эти вопросы требуют немедленного финансирования.
Чтобы преодолеть последствия наводнения, необходимо минимум 15-20 миллиардов гривен. Тех 700 миллионов, которые зарезервировало правительство, не хватит даже на 30 километров новой дороги. Да, Украина обратилась к иностранным государствам, международным организациям. Но надо понимать, что они не предоставят средства в полном объеме. В 2008-ом на подобное по масштабу наводнение государство потратило почти миллиард долларов.
В этом году последствия будут такие же?
- Последствия сопоставимые. Но это не последнее наводнение на 10 или 20 лет. Оно может повториться как в этом году, так и в ближайшие годы. Поэтому следует укреплять берега. Перепланировать дороги, чтобы могли отводить воду во время чрезмерных осадков. И многое другое. Пока не вижу на уровне правительства наработанных решений.
Какой должна была быть стратегическая государственная политика? Например, запретить строительство в поймах рек, уменьшить объемы сплошных рубок лесов, прокладывать дороги не вдоль русел, а в горах с тоннелями.
- Должны проанализировать последствия разрушений. Если мы их просчитаем, испытаем меньше расходов в будущем. Если пустим на самотек, как это и происходит, то ущерб будет только увеличиваться. Потеряли жизни (в селе Дземброня Верховинского района утонула женщина, а в соседней Яблонице в реке Белый Черемош затонуло авто с двумя людьми. - ГПУ), люди остаются под открытым небом.
Премьер-министр Денис Шмыгаль объявил массовые "чистки" в руководстве лесхозов. Так пытается навести порядок в бесконтрольных вырубках?
- Думаю, это просто поиск "стрелочника". К сожалению, лесным хозяйством никто в Украине серьезно не занимался. На нем только зарабатывали. Должна быть назначена качественная команда на эту структуру в Киеве. И должен быть предложен четкий план реформирования отрасли. Пока теряем зеленые насаждения в критическом количестве, когда страны Европы их наоборот увеличивают.
Комментарии