22-летний киевлянин Павел Немчицкий с 2009 года нелегально ходит в зону отчуждения.
- Весна - лучшая пора туда идти, - рассказывает Павел. - Летом в жаркие дни в воздух поднимается много пыли, а она радиоактивная. И комаров тогда множество. Никакие кремы и спреи не помогают, съедают живьем.
Павел - системный администратор, у него свободный график работы. 21 марта с двумя друзьями - дизайнером 23-летним Маркияном и 25-летним Кириллом, владельцем продуктового киоска, на четыре дня уехал в зону. Все трое холостяки.
- С автостанции "Полесье" маршруткой доехали до села Потоки. Лучше быть там после захода солнца, потому что на трассе часто совершают объезд пограничники. Рискнули, не хотели ждать темноты. Местные в ограждении сделали много дыр, потому что часто ходят в лес по грибы и ягоды. Даже тропы протоптали.
Первые 10 километров преодолеваем по сосновому лесу. Он не заросший, идти легко. Самое сложное - перейти реку Уж. Ночью температура около нуля. Раздеваемся, пакуем вещи в большие пакеты для мусора. Идем вброд босиком и без одежды. Вода ледяная, глубина по грудь. На дне много коряг, после этого ноги рваные, в синяках. Набираем воды в пластиковые бутылки - она ??рыжеватая, отдает болотом.
Под утро пришли в заброшенное село Корогод. Большинство домов там обвалились. Нашли целый кирпичный. Внутри пусто, мебели нет, стекла выбиты. Спали на чердаке на сене и опилках в спальниках. Ночью шел дождь, но крыша не протекала.
Утром пошли искать место, где тянет мобильную связь. Из кустов выскочила перепуганная косуля - за пару метров от нас. А за ней - два волка молодых. Нас не увидели.
Целый день спали. Ночью взяли курс на Припять. На подходе есть участок, пересекающий так называемый западный радиационный след. Сюда подул ветер в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС. Радиационный фон здесь может превышать норму в тысячу раз. Контрольно-пропускной пункт "Припять" обходим через кусты. Нас услышали местные собаки. Залаяли. Отсиживаемся в каком-то доме несколько часов, пока все стихает.
В Припяти зашли в школу. На полу разбросанные книги, плакаты, тетради. Я нашел на парте тетрадь с классной работой за 26 апреля 1986 года. 4-классница писала диктант о Ленине, как он любил детей. Тетрадь пожелтевшая, но чернила видно четко. Видел еще детские рисунки - пингвины, горные пейзажи, аппликации.
Припять вся в 9-этажках. Во дворах за 25 лет нападала куча листьев, перегнила. Детские площадки заросли деревьями, кустами. Дома пусты - батареи поспиливали, ванны выбросили через окна и сдали на металлолом. В некоторых квартирах сохранились диваны, шкафы - почти как новые. В одной такой ночевали, на седьмом этаже. Окна выходили на центральную площадь. Оттуда видели группы туристов, их весной возят много. Иностранцы в респираторах и белых защитных костюмах. Платят за экскурсию 100 долларов. Единственное место в зоне, где существует угроза жизни - разрушенный четвертый блок. На остальной территории фон по сравнению с 1986-м снизился в тысячи раз.
В Припяти мы были два дня. Вечером пошли назад. Встретили лесника. Спрятались, чтобы не сдал милиции. За ночь прошли 40 километров без остановок. На рассвете уже были в селе Потоки. Успели на автобус до Киева.
Милиция штрафует на 410 гривен
Павел Немчицкий берет с собой в Чернобыльскую зону рюкзак, спальный мешок, коврик, запас еды.
- Благодаря газовой горелке запаривал мивину, делал чай. Раньше брал дозиметр. После Фукусимы началась паника, и цены на приборы выросли в несколько раз, я продал свой за 2,5 тысячи гривен. А купил его когда-то за 700.
Компанию для похода несложно найти в интернете. Повышенный интерес молодежи к Чернобыльской зоне связан с популярной компьютерной игрой "Сталкер". Полагают, что там водятся мутанты.
Было такое, что на полпути нелегальные туристы не выдерживали и сдавались милиции. С них взимался штраф 410 гривен.
суббота, 28 апреля 2012
07:30
40 километров за ночь проходят нелегальные туристы в Чернобыле
×
Комментарии
12