Сегодня в Турине стартует финал серии Гран-при по фигурному катанию. За награды будет бороться и двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель, 22 года. Лед "Палавелли" уже приносил ему победу. В прошлом году он выиграл здесь "серебро" Олимпиады.
Прошлый сезон для фигуриста был сложным. После победы на Гран-при Канады он взял паузу и пропустил чемпионат Европы.
— После олимпийского сезона не было времени отдохнуть. Для меня и моей карьеры эта пауза была необходима. Сейчас ситуация изменилась. С новой системой судейства нужно бороться за все элементы. Фигурное катание выглядит не так красиво, как раньше. Программы менее интересны, по крайней мере, для меня. Нужно сделать много обязательных элементов. Но я все равно хотел бы привнести что-то свое в фигурное катание, показать публике лучшее.
Бывшие спортсмены часто упрекают, сейчас уровень катания значительно ниже. Чем это можно объяснить?
— Думаю, проблема в системе судейства. Сейчас риск часто неоправдан. Например, прыжок в четыре оборота стоит дешевле, чем комбинация из двух тройных. И это никак не способствует повышению уровня. С другой стороны, к дорожкам шагов и вращений еще никогда не выдвигали столько требований. Эта система требует много сил и энергии. Намного больше, чем раньше, когда все силы были направлены на прыжки и хореографию. Сейчас за каждый компонент нужно получить как можно больше баллов.
Кто подбирал музыку к вашей короткой программе "Карне Круда"?
— Я. Понравилась ее энергия. Темп, немного агрессивности, ритм — это совсем иное, чем было у меня раньше. Мне также нравятся ее латинские мотивы.
Что пытаетесь донести до зрителей, судей этой программой?
— Здесь есть современные движения и латино, агрессивность и спокойная часть в середине. Совмещено много вещей. И не только элементов. Когда можно увидеть все, что внутри, когда все открыто... Именно это я хотел показать.
Фигурное катание выглядит не так красиво, как раньше
В постановке вам помогал испанский танцовщик и хореограф Антонио Нахарро.
— Мы познакомились два года назад. "Карне Круда" мы сначала сделали с Саломе, моим хореографом. А потом усовершенствовали с Антонио.
Я ставил с ним и произвольную программу. Он приехал в Женеву, показал несколько движений. Сначала было очень сложно — я ведь никогда не работал с фламенко. Потом я посетил шоу в Мадриде. Это действительно захватывающе. После этого мы продолжили работать на паркете, потом снова на льду. Каждый раз я все больше чувствовал настроение танца. Сейчас, когда уже год катаю эту программу, думаю, наконец, могу передать энергию танцовщика фламенко.
Ваш любимый писатель — Алессандро Барикко. Это потому, что его произведения выделяются музыкальностью?
— Я вообще не могу жить без музыки, делать программы отдельно от нее. Должна быть гармония. Важнейшее в фигурном катании — работать с музыкой. Иногда вижу, что фигуристы катаются, а музыка звучит отдельно. В Барикко меня привлекает поэтичность текстов. Я прочитал три его книги — "1900. Легенда о пианисте", "Море-Океан", "Шелке". Они меня чрезвычайно поразили.
Вы знаете много языков. Культура какой страны вам ближайшая?
— Я очень счастливый человек, потому что знаком со многими культурами. Моя мама из Португалии, папа из Швейцарии. Когда еду на каникулы в Португалию, это гарантировано хорошее настроение. Там всегда уютно, красиво и тепло. Особенно летом. В Швейцарии же все всегда по правилам. Эти два мира очень разные, но оба необходимы для меня. Вместе они создают нужную гармонию.
На льду вы в первую очередь борец или художник?
— Борец. Но пытаюсь быть и художником. Я борюсь для себя, борюсь за самоусовершенствование. В фигурном катании нельзя разделять понятие "борец" и "художник". Ты должен быть и тем, и другим. Если не можешь совместить эти вещи, не сможешь занять достойное место в спорте.
1985, 2 апреля — Стефан Ламбьель родился в Мартигни, Швейцария
2005, 2006 — выиграл чемпионат мира
2006 — выиграл "серебро" Олимпиады
2007, декабрь — стал восьмикратным чемпионом Швейцарии
Комментарии