С Беньяминасом Зелькявичусом, 62 года, мы беседовали в киевской гостинице "Редисон". Один из самых лучших тренеров СССР 80-х только что поужинал и собирался на прогулку. Но вспомнил о предварительной договоренности и предложил разместиться в гостиничном холле.
— Пригласил бы в номер, но он очень маленький, — объяснил.
Интеллигентный Зелькявичус одет в белые шелковистые штаны и розовую тенниску. На безымянном пальце левой руки перстень, в руках — мобильный телефон.
В Киеве вас узнают?
— Несколько болельщиков подошли, поинтересовались, как дела. Когда "Динамо" играло в Лиепаи, встречались с Демьяненко. Помню, как в Леселидзе на сборах впервые Толю увидел. Худой он тогда был, вышел в контрольном матче против тбилисского "Динамо". Неудачно сыграл, Лобановский кричал постоянно, что он проваливается.
Поддерживаете связь со своими бывшими подопечными по "Жальгирису"?
— Постоянно. Даже встречаемся иногда. Якубаускас в Германии сейчас живет, Нарбековас был в Австрии, а теперь временно переехал в Литву. Виделись где-то месяц тому.
Что скажете о нынешнем киевском "Динамо"?
— Очень уверенная в себе команда. Играет надежно, практически без риска. Главное для киевлян — контроль мяча. А раньше эта команда больше бегала, чем думала. Единственное, что осталось из периода Лобановского, — очень сильные фланги. На них динамовцы просто "раздевают" соперника.
Футболисты "Жальгириса" получали по 200 карбованцев
Вас характеризуют как очень терпеливого тренера.
— Так и есть. Но я вынужден таким быть. Никогда не получал готовых футболистов, только "сырье". Нуждался во времени, чтобы дать результат.
Его можно достичь с посредственными футболистами?
— Конечно. Это итальянец Липпи довел на Кубке мира. Из "звезд" у него были только Буффон и Каннаваро, но по позиции на поле делать игру они не могут.
Почти двадцать лет назад сборная СССР выиграла Универсиаду. Вы тренировали ту команду, в составе которой были игроки "Жальгириса". Сознательно повезли на турнир своих?
— Да. Потому что знал: они готовы привезти "золото". Хотя стартовали неудачно, проиграли Южной Корее. После того матча руководитель советской делегации пообещал, что я никуда больше не поеду. Он еще до поединка оскорблен был за то, что сборная СССР вышла на поле в зелено-белых футболках "Жальгириса". А что было делать, если перед турниром нам выдали красные футболки? Номера отдельно, эмблему СССР — тоже. Пришьете, мол. Посмотрел я на эти футболки и сказал ребятам надевать клубные. Журналисты потом спрашивали, что это за форма у Советского Союза?
"Жальгирис" мог стать чемпионом СССР?
— Нет. Не было финансовых условий. Мои игроки ежемесячно получали 200 карбованцев. Ну, еще 80 платили за победу. Другие команды высшей лиги получали значительно больше.
В Литве самый популярный вид спорта — баскетбол.
— Точно. Я и мои игроки дружили с баскетбольными "звездами" — Сабонисом, Куртинайтисом, Хомичусом. Они приезжали в Вильнюс смотреть футбол, а мы в Каунас ездили на баскетбольные поединки. После этого шли в бар. Пили пиво, шампанское. Водку никто не употреблял.
В 1968 году вы играли за "Шахтер". Помните те времена?
— Конечно. Тогда еще Лобановский за "Шахтер" играл. Жил с ним в одной гостинице в Донецке. После матча Лобановский, коренной киевлянин, пригласил к себе домой. Познакомил с женой, дочерью.
В 1971-м он возглавил "Днепр" и пригласил меня в команду. Съездил тогда в Днепропетровск, посмотрел квартиру. Но так и не перешел. Опять пригласили в "Жальгирис".
В тот сезон мы противостояли "Днепру" в переходном турнире в высшую лигу. Лобановский посмотрел на нашу игру и сказал: "Бен, если бы у меня была такая команда, я на стадион даже не ездил бы. Сидел бы в гостинице, пил коньяк".
Лобановский никогда никого не слушал. Накануне финального матча чемпионата Европы-1988 его вызывали партийные чиновники и начали рассказывать, что в СССР работают самые лучшие в мире врачи и инженеры. Мол, и футболисты должны быть самыми лучшими. Лобан не вытерпел. Ваши инженеры, говорит, делают такие сковородки, что на них жарить нельзя, и ручка отпадает через день после покупки.
Блохин — последователь Лобановского?
— Скорее — наследник его славы. В 1982-х Блохина сделали виновным в невыходе сборной СССР в полуфинал Кубка мира. Я не считал Олега виновным, о чем и заявил одному из журналистов. Газетчик истолковал мои слова наоборот и "словами Зелькявичуса" раскритиковал форварда. Олег долго обижался.
Вам интересно работать в Латвии?
— Откровенно говоря, не очень. Когда сделал "Металлургс" чемпионом, некоторые игроки оставили команду. Стимула нет. Приглашают клубы российской премьер-лиги, но туда я идти не хочу. Россия далеко от Вильнюса, где живет семья. Дочь открыла салон красоты, сын также занимается бизнесом. А жена дома сидит. С внучками забавляется.
1944, 6 февраля — родился в Вильнюсе
1966 — стал мастером спорта, женился
1968 — играл за донецкий "Шахтер"
1971, 1972 — самый лучший футболист Литвы
1977 — начал в "Жальгирисе" тренерскую карьеру
1987 — выиграл Универсиаду и бронзовые награды чемпионата СССР
1995 — возглавил сборную Литвы
2004 — начал тренировать латвийский "Металлургс"
2005 — чемпион Латвии
Имеет двоих детей и четырех внуков
Комментарии