
События, о которых буду рассказывать, происходили почти полвека тому назад. Точнее — в мае 1972-го. Можете не крутить в телефонах всезнающий "Гугл", можете не искать в библиотеках и частных коллекциях воспоминания об этом известных и не очень футбольных статистиков и историков. Потому что историки и статистики имеют одно свойство — они почти не ходят на футбол. Я же на футбол ходил всегда. Поэтому могу рассказать о том, что все уже навсегда забыли.
Итак женский футбол. В последние десятилетия он растет на глазах — проводят национальные чемпионаты и международные турниры. Поединки женских команд собирают на трибунах десятки тысяч зрителей, лучших футболисток торжественно награждают вместе с футболистами на высшем уровне.
Но все это не у нас. У нас и с мужским футболом справиться не могут. А женщины, которые проводят в Украине футбольные соревнования и даже выезжают на международные турниры, пока играют на очень посредственном уровне. О зрителях на матчах по женскому футболу у нас и говорить не стоит. Все то же самое, что и у мужчин — на трибунах только друзья, родственники и знакомые футболисток. Но так было не всегда. Об этом свидетельствует совершенно забытая, интересная, немного пикантная и скандальная история.
Весной 1972-го футбольная команда мастеров "Авангард" из Ривне занимала одно из последних мест в украинско-молдавской зоне второй всесоюзной лиги.
На возведенный за год до того красавец-стадион, рассчитанный на 25 тысяч мест, приходили несколько тысяч любителей футбола. Конечно, нынешние "профессиональные клубы" украинской "премьер-лиги" о таком и не мечтают, но времена тогда были другие.
Я тогда, как и теперь, знал заранее расписание всех футбольных матчей в Ривне и телевизионных футбольных трансляций. Поэтому был очень удивлен, когда увидел огромную толпу, облаком идущую в сторону стадиона. Футбола в тот день точно не было. Так в чем же дело?
Пойдя за толпой, я увидел афишу, которая сообщала о товарищеском матче между командами "Текстильщик" из Ривне и забыл уже какой командой из Житомира. Я был удивлен, потому что сам играл тогда за юношескую команду того "Текстильщика", который проводил матчи чемпионата области на выгоне пригородного села, где были спешно вкопаны деревянные ворота и нанесена известью разметка. И тут вдруг аншлаг на центральном стадионе областного центра
Все разъяснилось через несколько минут, когда я узнал, что матч будет между женскими командами. Напомню молодым, что женского футбола в СССР тогда не было вообще. Девушки в футбол нигде не играли, в школах и спортивных секциях не было тренировок для женских команд, а о соревнованиях и говорить нечего. Чтобы проводить соревнования тогда, следовало тот или иной вид спорта "культивировать". То есть создавать секции при школах, готовить тренеров, проводить регулярные соревнования. Подчеркиваю, что ничего подобного тогда и близко не было нигде!
Тогда кто же должен был играть в "товарищеском матче" на центральном стадионе "Авангард" перед 20 тысячами людей, которые заплатили за билеты по рублю? На рубль — "карбованцем"его никто у нас тогда не называл — можно было купить пять буханок хлеба или семь порций мороженого или полкило мяса или колбасы, или три бутылки пива, или бутылку дешевого вина.
Как я потом узнал, в женские футбольные команды спешно набрали всех желающих из числа спортсменок. Были там и легкоатлетки и волейболистки, и спортинструкторы из льнокомбината. Только футболисток не было — откуда им тогда было взяться? На что же тогда шла публика?
Представьте картину — молодые женщины в тесно облегающих их тела футболках и трусах пытаются попасть по мячу, толкают друг друга, неуклюже падают. И все это под неистовый рев трибун. "Взгляните, как она сиськой мяч останавливает, га-га га!"— это были самые приличные восклицания. Что же было на самом деле? Женские команды играли по всем правилам, в надлежащей форме с арбитрами. Внешне все выглядело вполне прилично, если бы еще те футболистки чаще попадали по мячу.
Короче, триумф был полный. Через неделю прошел еще один матч женского "Текстильщика", который вызвал такой же восторг у местной публики. Играли, кажется, с командой из Тернополя. Затем футболистки из Ривне поехали на матчи в другие города. В начале июня состоялся третий поединок, во время которого девушки уже гораздо более ловко били по мячу и организованно бегали по футбольному полю, что определенным образом разочаровало публику.
Не знаю, что было бы дальше. Возможно, женские команды со временем как-то организовали, ввели секции в спортивных школах, проводили бы чемпионаты... Но ничего такого не было. Футбольные матчи между женщинами прекратили в середине июня и больше не проводили. Все выглядело так, будто ничего и не происходило. Не было переполненных трибун стадионов и взрывного роста интереса к футболу среди женщин.
Впоследствии я узнал, что это было указание "сверху". Оказывается, подобные матчи той весной проходили не только в Ривне, Житомире и Тернополе. Это охватило весь Советский Союз и, как говорили люди между собой, не везде все проходило так спокойно и ярко, как в моем родном городе. Короче, кто-то из очень высоких чинов приказал "остановить это безобразие". Вот его и "прекратили", не оставив никаких упоминаний в истории.
Тем летом я случайно познакомился с футболисткой женского "Текстильщика", которая работала на комбинате спортивным инструктором и заочно училась в пединституте на учительницу младших классов. Она пришла на тренировку нашей юношеской команды. О чем-то там говорила с тренерами. Те показали девушку нам, сказав, что она играла за "ту самую" команду. По всему было видно, что она всерьез увлеклась футболом, Еще бы — полные трибуны! Такое не забывается! Но идти этой футболистке, как и ее многочисленным партнершам, не было куда. Они пытались оставить при комбинате женскую команду, но им сказали что это "запрещено". Вот и вся история.
Кто знает, может, если бы не запрет, украинский женский футбол уже имел бы большую историю и был бы на ведущих ролях в мире.
Комментарии