Юрий Шундров закончил активную хоккейную карьеру пять лет назад, в 44. Говорит, что секрет его спортивного долголетия — честолюбие. Он успел поиграть в чемпионатах СССР, Румынии и Югославии. В 43 года выступал за сборную Украины на чемпионате мира. В конце лета поедет в российский Магнитогорск, где тренирует вратарей местного "Металлурга". А сейчас Шундров в Киеве. Поговорить пригласил в свою квартиру на улице Урицкого.
Будете с фотографом? — переспросил. — Тогда побреюсь.
Встретил в домашнем халате. Жена настояла —переоделся.
Вы сказали, что придерживаетесь постельного режима. Что случилось?
— С позвоночником проблемы. Прихватило, когда на даче был. Там с тестем сауну достраиваем. Пришлось вызывать "скорую". 460 гривен заплатил. Еще и печень беспокоит.
К юбилею вылечитесь?
— Постараюсь. Кафе во Дворце культуры "Росток" уже заказано. Скромно отметим: я же не миллионер. Пригласил 34 гостя. Но, думаю, больше будет.
На чемпионате мира сборная Украины заняла 12-ое место. Могли выступить лучше?
— Могли, но не хотели. Кто же будет играть за такие смешные премии?
Почему вы так и не сыграли в сборной Советского Союза?
— Потому что выступал за "Сокол". Из Киева в первую сборную было тяжело попасть. Приглашали московские "Динамо" и "Спартак". Кстати, в "Динамо" Юрзинов звал еще тогда, когда Владимира Мышкина в команде не было. Отказался, потому что не понимал, что могу попасть в сборную и заработать себе на жизнь. Тогда игроки сборной Союза ежегодно получали 15000 рублей. А в "Соколе" платили 380 в месяц. С премиями получалось 700.
За первую команду СССР сыграл в 1985-ом — в товарищеском матче с чехословаками. Победили, забив две шайбы 20-летнему Доминику Гашеку. Я не пропустил ни одной. Тихонов после игры подошел ко мне, расцеловал.
Киевским "Динамо" в те времена опекался первый секретарь ЦК Компартии Украины Щербицкий. А кто поддерживал "Сокол"?
— Тоже он. Возможно, не в такой мере. Все-таки хоккей — более расходный вид спорта, чем футбол. Но зарплата и квартирные вопросы решались так же оперативно, как и у динамовцев.
В 1985 году "Сокол" стал бронзовым призером чемпионата СССР. К чему привел этот успех?
— Четыре игрока получили право купить автомобиль. За свои деньги, но по государственной цене. Я и купил.
В решающем матче того сезона киевляне дома обыграли "Химик". Помните тот матч?
— Прекрасно. Три дня перед ним на базе в Пуще-Водице сидели. Тренер Богданов все телефоны отключил. Как в изоляторе были. Семь тысяч зрителей во Дворец спорта пришли. Спекулянты предлагали билеты по 25 рублей, хотя номинальная цена — 1,20–1,80.
Игроки сборной Союза ежегодно получали 15000 рублей
Кто из форвардов вас больше всего донимал?
— Хельмут Балдерис. Не мог предусмотреть, куда его понесет.
Как у вас складывались отношения с легендарным Виктором Тихоновым?
— Никак. После матча в Праге практически не общались. Несколько раз был на собраниях. Тихонов даже не поблагодарил за работу. Посылал помощников — Юрзинова, Дмитриева — и те уже говорили, что я "отцеплен".
С тренером "Сокола" Богдановым конфликтовали?
— Постоянно. Он обижался, что я курю при всех. Говорил, что оштрафует на 50 рублей. Я отрицал: была договоренность, что за курение на 25 будут штрафовать. "Ну, ты же при всех", — доводил тренер. "Какая разница? — отвечал ему. — Штрафуют за факт, а не за место курения".
Курите давно?
— С 15 лет. Поехали с друзьями по грибы, возвращаемся из леса, ждем электричку. Сидят две девушки. Познакомились. Дали мне сигарету. Затянулся — плохо стало. "Слабак", — девушки говорят. "До вечера научусь", — ответил.
Лучшую команду Европы тех времен — московский ЦСКА — "Сокол" побеждал неоднократно. Почему же никак не могли справиться с земляками армейцев — динамовцами?
— ЦСКА и сам играл, и сопернику давал. А "Динамо" исповедовало закрытый хоккей. Хотя, вспоминаю, однажды мы их разгромили 5:0!
Вы родились в Пензе. Почему переехали в Киев?
— Город нравился. И водка с перцем.
Существовала ли в СССР школа хокейных вратарей?
— Нет. С вратарями никто отдельно не занимался. Коноваленко, Зингер сами по себе были. Мышкин играл больше на публику. Единственный уникум — Владислав Третяк.
Сейчас тоже не все понимают целесообразность должности наставника вратарей. Знаменитый Дейв Кинг, тренирующий сейчас магнитогорский "Металлург", также был против моего зачисления в клуб. Но исполнительный директор настоял. Кинг смирился и со временем поинтересовался у основного вратаря команды Тревиса Скотта, как тренировка. Тот сказал : "Найс! Прекрасно!". И Кинг успокоился.
Почему поехали играть в Югославию и Румынию?
— В Югославии обещали платить 1500 марок. А давали 900. За сезон 1000 долларов накопил. А о Румынии и вспоминать не хочется. От ничего делать туда поехал.
Тяжелые травмы были?
— Был перелом пятого позвонка. А когда-то на разминке перед матчем с "Крильями Советов" Вадик Сибирко сюда попал, — показывает на висок. — Если бы на несколько миллиметров выше...
Сколько весила ваша вратарская амуниция?
— 22 килограмма.
Знаменитый вратарь провожает нас. И напоследок спрашивает:
— Не обиделись, что водки вам не налили?
1956, 6 июня — родился в Пензе
1973 — стал игроком пензинского "Дизелиста"
1975 — женился
1976 — чемпион мира среди молодежных команд, родилась дочь Наталья
1978 — дебютировал в составе "Сокола"
1985 — стал бронзовым призером чемпионата СССР
1990 — женился второй раз
1991 — родились дочь Ксения и внучка Юлия
1999 — дебютировал на чемпионате мира в составе сборной Украины
2000 — завершил спортивную карьеру
Комментарии