В июне в Лондоне продадут 33 письма и 15 рукописей Альберта Эйнштейна, которые раньше никогда не были опубликованы. Автор теории относительности написал их между 1933-м и 1954-м годами — в не самые лучшие для себя времена. В 1933-м Эйнштейн выехал из фашистской Германии в Америку, в Принстон, штат Нью-Йорк. Все годы, до самой смерти в 1955-м, ученый посвятил открытию новой теории, еще более универсальной, которая объединила бы все отрасли физики.
До этого времени документы, которые выставляют на продажу, были в частной собственности семьи бывшего ученика и помощника Эйнштейна, математика Эрнста Габора Штрауса. Он был одним из тех, кому историки науки приписывали судьбоносное влияние на своего учителя.
— Все думают, что Эйнштейн был математическим гением, но это не так, — рассказывает Дэвид МакМаллан, физик из университета британского города Плимут. — Эйнштейн использовал Штрауса и многих талантливых математиков еще в начале своей карьеры. Математическая виртуозность ученика обеспечила каркас для Эйнштейнового видения Вселенной.
Документы могут подтвердить или опровергнуть рассуждение МакМаллана. По крайней мере, в нескольких письмах из переписки Штрауса со знаменитым физиком можно отследить научный спор, где Эйнштейн, в конце концов, признает правоту Эрнста. Более того, иногда учитель выглядит настолько неуверенным, что это дажетрогает. Поэтому поклонникам узнать больше о великом ученом придется выложить достаточно крупную сумму — полтора миллиона долларов.
Семья Эрнста Штрауса продает письма и рукописи вместе. Потому что не хочет, чтобы ценные документы распылились по разным покупателям. Штраусы даже предлагали коллекцию Еврейскому университету в Иерусалиме, где хранится большинство работ Эйнштейна. Но там не смогли собрать такую большую сумму.
Рукописи ценны не только своей уникальностью. Из них можно узнать больше, чем было известно до сих пор о последнем периоде жизни Нобелевского лауреата. А физики надеются найти там наброски идей Эйнштейна, которые при дальнейшей разработке могут вылиться в новые гениальные теории.
Есть в рукописях и смешные моменты. Например, фокус на картах, вычисленный с помощью математических уравнений. Или жалобы университетского профессора на студентов, которым он вынужден был излагать свою теорию относительности.














Комментарии