четверг, 11 октября 2007 07:00

"Мне приставили к груди автомат"

Автор: фото: Людмила БАШКИРОВА
  Валентин Шестопалов возле 300-летнего дуба на территории собственного двора  в столичном микрорайоне Бортничи. Заверяет, что дерево посадили его предки
Валентин Шестопалов возле 300-летнего дуба на территории собственного двора в столичном микрорайоне Бортничи. Заверяет, что дерево посадили его предки

"Нас выгоняют из родных дворов, — жалуется 39-летний Валентин Шестопалов из столичного микрорайона Бортничи. — Оставляют по 10 соток, хотя раньше мы имели 30, 50, 80. Отобранное продают магнатам".

Раньше Бортничи было селом Бориспольского района. В конце 80-х его присоединили к столице. До сих пор его жители живут за счет огородов и хозяйства: держат коров, свиней, кур. С конца 90-х землю в селе скупают богатые киевляне и возводят двух-трехэтажные дома. Сотка под застройку стоит около $10 тыс.

Валентин Шестопалов — коренной бортничанин. Живет с 72-летней матерью в стареньком двухкомнатном доме на улице Полевой, 40. Матрона Андреевна — инвалид І группы. Живут за счет огорода.

Валентин приглашает в дом. На стенах висят иконы. Воды, газа, телефона нет. Из мебели — железные кровати, сундуки, старые шкафы. Достает подшивку документов на 400 страниц. Заглавие — "Бортничи. Земельные аферы".

— Своеволие началось где-то семь лет тому назад, — Шестопалов листает собственноручно собранные материалы. — В село приезжают строители, срывают асфальт на улицах, вбивают колья и возводят коттеджи. В настоящее время взялись за людские огороды.

В октябре 2001-го во двор Шестопалових зашли неизвестные. Начали мерить землю. Объяснили, что часть двора продана.

— Я протестовал, требовал документы, — вспоминает Валентин. — Мне приставили к груди автомат, приказали молчать, избили. Пожаловался в милицию, но безрезультатно. Оказалось, часть нашего двора разделили и продали четырем хозяевам.

С тех пор Шестопалов пишет жалобы в милицию, прокуратуру, суды, обращается в отделы земельных ресурсов. Требует расследования. Вместо этого получает отписки, что дело рассматривают.

— Меня преследуют, грозят сжечь дом, убить, — говорит мужчина. — 1-го мая избили, сломали палец, облили холодной водой за то, что не позволял ломать наш забор.

Валентин признается, что не знает, сколько земли в настоящее время принадлежит его семье. На посланные запросы ответа не получил.

— В 1994-ом без ведома крестьян местная власть провела инвентаризацию, — говорит он. — Разделила дворы на части, подделала подписи многих. Будто те согласились. Наш двор из 78 соток уменьшился до 40. Под настоящим документом стояла подпись матери. Но мама — неграмотная, она никогда не ставила подписи.

К разговору присоединяется Матрона Андреевна. Она не встает с кровати.

— Нам постоянно ломают забор, пугают, громыхают по ночам, — плачет женщина. — Милиция ни разу не разобралась, не выслушала нас. Валентина бьют за то, что он хочет справедливости. Богачи, чиновники и милиция связаны. А что с нас, бедняков, взять?

Вместе с Шестопаловым борются несколько десятков человек.

Владельцы домовладений могут бесплатно взять в собственность только десять соток

— Вот этот дворец возвели в нашем дворе за полтора года, — 53-летняя Тамара Иванова с улицы Промышленной показывает на коттедж близ своего дома. — Средь бела дня сломали мне забор, заехали грузовики, зашли люди. Сказали, что сейчас это их собственность. Но ведь у меня есть документ, что отец купил эту землю.

— У нас забирают 16 соток огорода, которые родители обрабатывали еще с 50-х, — жалуется Иван Давиденко, 56 лет.

Землю Давиденко выдали по решению Дарницкого райсовета уже после присоединения Бортничей к Киеву.

— Заверили, что участок не будут отбирать, — говорит Иван Антонович. — Однако три года тому назад землеустроитель сказал, что заберут для прокладки новой дороги. Вместо него пообещали дать другой. Пока не дали.

Заместитель начальника Главного управления Киевзема Юрий Мосийчук отрицает обвинение.

— Я владею ситуацией, потому что живу в Бортничах, — говорит он. — С 1997-го в стране активно началась приватизация. Согласно с Земельным кодексом, владельцы домовладений могут бесплатно взять в собственность лишь десять соток. Остальные можно приватизировать через проект землеотвода.

Юрий Автономович объясняет, что под индивидуальную застройку жителям могут дать еще 10 соток, под садоводство — 12, для гаража — одну. Для этого следует написать заявление, взять разрешение в санстанции, отделах архитектуры, экологии, управления достопримечательностей культуры и других и ждать решения Киеврады.

— Понятно, что новые отводы не нравятся местным жителям, — говорит Мосийчук. — И для этого есть суд. Все можно обжаловать.

Начальник Главного управления земельных ресурсов столицы Анатолий Муховиков называет Валентина Шестопалова неадекватным человеком.

— Люди умоляют: "Дайте нам в собственность всю землю", — объясняет Муховиков. — А как, если в Кодексе написано: максимальная норма — десять соток. Это возможно лишь через проект отвода и решения сессии, и люди хотят все и сразу.

Бедняков можно обманывать

— В Украине приватизировали почти всю бывшую государственную собственность, — говорит председатель Всеукраинской общественной организации "Моя земля" Геннадий Шевченко, 40 лет. — Осталось самое ценное — земля. Земельное законодательство сложное и несовершенное. Здесь каждую точку можно толковать по-разному. При желании бедняков можно обмануть.
Геннадий Юриевич уверен, что споры вокруг земли возникают из-за отсутствия единого кадастра — документа регистрации земель.
До сих пор действует мораторий на продажу земли, — говорит он. — Ее можно лишь предоставлять в долгосрочную аренду с правом выкупа. Люди думают, что с приватизацией получат ее в собственность. Неизвестно, какой закон относительно земли примет Верховная Рада.
Бортничане потеряли свои бывшие дворы потому, что село присоединили к Киеву, — объясняет руководитель частного предприятия, которое продает земли в Киевской области. Мужчина не хочет называться. — Теперь у меня только 10 соток земли. В конце 90-х остатки земли можно было получить через фирмы "Вилс" и "Топос". Подобные фирмы — это проектные организации, которые продают информацию о земле. Они являются посредниками между землеустроителями и гражданами, которые хотят купить землю. Сначала остатки дворов  приватизировали на "своих" или подставных лиц, а затем перепродали. Занимается этим кто-то из компании, которая делала на данной территории проектную документацию землеотвода.

Сейчас вы читаете новость «"Мне приставили к груди автомат"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть