
Из Донецкой областной травматологической больницы выписали троих членов экипажа самолета Ан- 24. В учреждении остался командир судна Сергей Мелашенко.
Ан- 24 компании "Южные авиалинии" вечером 13 февраля летел в Донецк из Одессы. На борту были 52 человека: восемь членов экипажа и 44 пассажира - болельщики донецкого футбольного клуба "Шахтер". В поле возле взлетной полосы самолет упал, пять человек погибли.
Сначала следователи рассматривали шесть версий: ошибка экипажа, неисправность самолета, нарушения со стороны диспетчера, неисправность наземного оборудования, неблагоприятные метеорологические условия и террористический акт. Сейчас - только первые две. Неофициально говорят, Мелашенко - главный подозреваемый, ему угрожает до 10 лет тюрьмы.
- Первопричина катастрофы очевидна - это попытка осуществить посадку в условиях, которым не соответствуют ни квалификация командира судна, ни категория Ан- 24, - говорит Владимир Бойко, бывший консультант подкомитета авиационного транспорта Верховной Рады.
У авиатранспортников есть понятие "метеорологический минимум". Свои метеоминимум отдельно имеют самолет, его пилот и аэропорт. Посадка возможна, когда показатели выше всех трех минимумов.
Метеоминимум вертикальной видимости для самолета Ан- 24 - 70 метров, для Сергея Мелашенко - 80 м, для аэропорта - 30 м. По данным Международной метеорологической службы, вечером 13 февраля вертикальная видимость на территории аэродрома составляла от 30 до 60 м, то есть была ниже метеоминимумов воздушного судна и командира.
- Есть процедура посадки самолета, - рассказывает Владимир Бойко. - За 1 километр до посадочной полосы командир может опустить его до высоты принятия решения о посадке. Это где-то на высоту 60 метров. Если увидел огни взлетной полосы - должен объявить экипажу решение о посадке и осуществлять маневр. Если не увидел, то отвести машину на второй круг. Пилоты нарушили процедуру. Опустили самолет очень низко и начали искать землю. Когда высота была менее 30 метров - командир начал отходить на второй круг. Что случилось дальше - самолет ударил метеовышку или упал из-за низкой скорости, скажет комиссия после расшифровки "черного ящика".
34-летний Сергей Мелашенко закончил Харьковский университет воздушных сил им. Кожедуба. На самолетах Ан- 24 летает с 2005-го. Причиной катастрофы считает туман.
- Он был наплывающий, волнами, - говорит. - Летчики знают, что именно для Донецка характерная такая погода. Полосу было видно, потом ее затянуло, потом опять чистый кусок, потом опять волна. Видимо, мы попали в эту волну, и я потерял контакты с осветительными огнями подхода. Убрал шасси и начал процедуру ухода на второй круг. Что случилось потом - не знаю.
Его друг, метеоролог по профессии, говорит, что диспетчер ввел Мелашенко в заблуждение.
- Он получал совсем не те данные погоды, которые были на самом деле, - рассказывает. Просит не называть его. - Ему передали вертикальную видимость 90 метров, а фактически она была меньше 30 метров.
В самолете был Сергей Бабич - заместитель генерального директора "Южных авиалиний", организатор рейса и руководитель Сергея Мелашенко. Пассажиры вспоминают, что он часто заходил в кабину пилотов.
Поединок между донецким "Шахтером" и дортмундской "Боруссией" начинался в 21.45. Если бы Ан-24 сел в Луганском аэропорту, в 150 км от Донецка, то пассажиры успели бы добраться до стадиона - имели в запасе больше 3 часов.
Комментарии